Реализация предложенной Минфином программы повышения эффективности госрасходов может привести к снижению доходов населения и росту недовольства, как было при монетизации льгот, уверены в Счетной палате. Еще более критически в палате относятся и к планам министерства урезать ее полномочия.
Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, разработанная Минфином, несет ряд рисков, связанных с разделением контрольных полномочий между разными ведомствами и обеспечением социальных обязательств бюджета, заявил глава Счетной палаты (СП) Сергей Степашин в понедельник. "Мы провели тщательный анализ этого документа и отмечаем, что его положение в части реформирования системы государственного финансового контроля противоречит конституционному принципу разделения властей, законодательству РФ и не решает давно назревшие проблемы", - констатировал он на расширенном заседании комиссии Совета Федерации по взаимодействию с палатой.
Документ, в частности, содержит "риски усугубления параллелизма и дублирования в работе контрольных органов", считает С.Степашин. Положения программы о мерах по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной сферы могут привести "к возникновению дополнительных рисков, обусловленных, в том числе, резервированием значительных объемов доходов бюджета в ущерб развитию экономики и, как следствие, снижением реальных доходов населения". Большая часть финансовых полномочий в социальных вопросах будет перемещаться в органы местного самоуправления, но так как эти полномочия "не подкреплены финансово и не прозрачны, и это может спровоцировать недовольство населения в вопросах, касающихся социальных обязательств", предположил глава СП.
Предлагаемое закрепление за значительной частью бюджетных учреждений статуса юрлиц с расширением права самостоятельной хозяйственной деятельности по предоставлению социальных услуг, в первую очередь, в области здравоохранения, образования и культуры несет потенциальные риски снижения доли и качества бесплатных услуг и увеличения доли платных, читают в СП. "Это может привести к росту социального напряжения и недовольства, которые сопоставимы с масштабами, сопровождавшими монетизацию льгот", - предупредил С.Степашин.
На прошлой неделе глава СП раскритиковал программу в Госдуме, призвав депутатов хорошо подумать над предложением Минфина сократить полномочия палаты. "После принятия предложений из этой программы, которые, по всей видимости, пойдут изменениями в Бюджетный кодекс и закон о Счетной палате, российский парламент и Счетная палата, по сути, будут заниматься только аудитом эффективности и экспертно-аналитической работой", - говорил он на заседании Госдумы в среду. "Безусловно, это очень важный и нужный документ, но в нем есть ряд очень серьезных опасностей", - отмечал С.Степашин. В результате реализации положений этой программы "весь последующий контроль уходит в исполнительную власть", что в СП считают некорректным с точки зрения Конституции и законодательства.
Подготовленный ведомством Алексея Кудрина проект программы повышения эффективности бюджетных расходов предполагает реформу бюджетного сектора, переход к долгосрочным целевым программам и повышение эффективности отдачи расходуемых средств. Одной из новаций документа является введение более четкого определения сферы бюджетного контроля и исключение дублирования функций контроля разными ведомствами, заявляли в Минфине. В частности, предусматривается предварительный бюджетный контроль, последующий контроль или надзор и аудит, которым должны заниматься Счетная палата и контрольно-счетные органы субъектов РФ. Предусматривается аудит правомерности, аудит эффективности и аудит отчетности, говорил в феврале глава департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров.
Источник: Интерфакс экономика