Мы все ходим за покупками, но не всегда изучаем чеки. А зря. Задумывались ли вы, например, зачем в магазинных чеках до сих пор указывают количество копеек? Мы же давно не получали сдачи в пять, десять копеек, да и пятьдесят уже редко видим. Дотошная редакция BankNN.ru выясняет, зачем нам копейки на ценниках.
В чью пользу округляют копейки?
По логике, магазины имеют три варианта расчета неровной суммы: округлить итог в пользу покупателя, округлить в свою и рассчитать посетителя «копейка в копейку». Как оно происходит на самом деле, мы спросили у покупателей и сотрудников разных магазинов.
Кассир из Fix Price Любовь рассказала, что этот магазин также рассчитывает в пользу покупателя.
Кстати, по словам кассира, количество копеек совсем не важно — и 20, и 50 и 90 рассчитают с выгодой для гражданина, делающего покупки. Значит, принцип математического округления здесь не работает.
Когда мы расплачиваемся за покупку наличными, ситуация более понятная. А что происходит, если «безнал»?
Основной интерес в этом случае состоит в том, есть ли какая-то выгода для покупателя в оплате картой или наличными. Обращаясь вновь к логике, в случае безналичной оплаты система спишет с вашего счета столько копеек, сколько указано в ценнике на товар. То есть, округления в пользу покупателя, как и в пользу магазина, не происходит. Возникает закономерный вопрос, переплачиваем ли мы эти копейки, когда рассчитываемся картой, или это ни на что не влияет. Ведь, кажется, что в «Магните», покупатель остался бы в плюсе, при некруглой сумме в чеке.
А по безналу мы теряем?
В случае безнала мы тоже можем оставаться в плюсе, ведь наши банковские карты имеют свои «фишки», о которых мы иногда даже не подозреваем. Например, за покупки товаров определенных категорий или же за шопинг в избранных магазинах, гражданин может получить кешбэк. В такую систему бонусов сейчас включено большинство карт. Более того, держатель может сам выбрать, за какие заслуги ему будет возвращаться часть средств от покупки. Поэтому оплачивать безналично может быть в разы выгоднее.
Стоит также сказать, что копейки отлично работают как маркетинговый ход. Мы намного легче покупаем продукт за 49 рублей 50 копеек, чем за 50 рублей. Особенно, если ценник при этом выделяется по цвету на фоне остальных.
Да, покупатель действительно может остаться в плюсе, но этому мешает очень много факторов. Например, спонтанные покупки, внезапные акции, а больше всего мешают пакеты, которые не только наносят вред экологии, но и дорого стоят.
Давайте посчитаем: в магазинах Нижнего Новгорода пакет стоит от трех до 10 рублей, а ходят многие туда почти каждый день. Возьмем средние значения 5 рублей и 300 дней в году.
300 дней х 5 рублей = 1500 рублей — столько тратит гражданин только на приобретение пакетов (а уж сколько полиэтилена потом остаётся в природе мы даже боимся предполагать).
Важно сказать, что магазин никогда не останется в убытке, если округлит сумму в чеке в пользу покупателя. А за счет таких вещей, как пакеты, торговые сети сто раз «отобьют» все эти отданные нам копейки. Но эту пусть даже только видимую выгоду мы тоже должны посчитать.
Итак, чаще всего на магазинных ценниках встречаются 90 и 99 копеек. Значит, покупатель получал бы где-то +10 копеек при оплате покупок наличными те же самые 300 дней в году. Считаем:
300 дней х 10 копеек = 3000 копеек или 30 рублей — составила бы выгода покупателя, который не приобретает пакеты и не хватает на кассе жвачки и батончики.
В общем — вопросы копеечных разниц не стоят того, чтобы даже тратить время на их пересчёт. Магазин в любом случае останется в плюсе, а вот людям лучше начинать инвестировать как можно раньше. Откладывая даже по маленькой сумме, можно добиться чудесных результатов за счёт сложных процентов.