Нижний Новгород
21 апреля
USD ЦБ
81,14 -0,88
EUR ЦБ
92,22 -1,03
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
8 623,17 -139,32
18+

Бизнес по франшизе

05.06.2014
0

Через три-четыре года привычный рынок франшиз в России насытится и начнет расширение за счет новых отраслей. На смену ритейлу и сетям фаст-фуда придет производственный сектор, а инновационные системы управления перевернут картину мира современных предпринимателей. По крайней мере, специалистам по франчайзингу такие перспективы видятся реальными.

Еще в 2011 г. эксперты Российской ассоциации франчайзинга прогнозировали, что к 2020 году число россиян, работающих во франчайзинговых системах, может вырасти до 826 900 человек. Доля франчайзинговой отрасли в ВВП составит 5%. По данным портала Franshiza.ru, уже в 2013 г. она достигла 3,5% в ВВП. Оборот, конечно, несопоставимый, например, с Америкой (около 10%), однако впечатляют темпы: по итогам 2013 г. число франчайзинговых предприятий в России возросло на рекордные 30%. И это на фоне общего замедления экономики. По числу франчайзинговых точек в прошлом году Россия обошла Германию (74,6 тыс. против 72,7 тыс.). Между тем российская государственная статистическая служба до сих пор не идентифицирует франчайзинг как отдельный вид предпринимательской деятельности. Например, в Нижегородской области сегодня работают 117 тысяч малых и средних предприятий, однако никто не может сказать, сколько из них действуют по франшизе.

На минувшей неделе в Нижнем Новгороде в 21-ый раз прошел Международный франчайзинговый форум. Свыше сотни участников, порядка сорока презентаций успешно реализованных бизнес-идей, мастер-классы и знакомство продавцов и покупателей франшиз – масштаб в традиционном духе форума.

«По количеству появляющихся франшиз и по их отраслям Нижний Новгород в среднем идет в темпе миллионного города, - говорит в беседе с корр. «Banknn.ru» Артем Захаров, федеральный эксперт по франчайзингу. – Сейчас активно развивается ритейл и быстрый общепит, но мы мониторим рынок и видим, что скоро очень интенсивно начнет развиваться производственный сектор. В частности это коснется небольших производственных компаний, у которых есть проблема логистического «плеча» - когда им нерентабельно везти готовую продукцию за тысячи километров, а гораздо удобнее организовать производство на месте. У нас перед глазами успешный пример компании из Татарстана по производству автошампуней, которая продала 16 своих франшиз. Вместо того, чтобы везти в другие города и регионы готовую продукцию, она выбрала вариант доставки туда концентратов для шампуней. Ведь что такое автошампунь? 80% воды и 20% концентратов. Везти такой состав в цистернах невыгодно».

Banknn.ru: На основании чего вы делаете прогнозы развития франчайзинга?

- Яркий показатель и доступный для каждого пример – статистика в Yandex и в Google. Вбейте запрос «купить франшизу», и поисковики выдадут вам 15 тысяч результатов. То есть 15 тысяч человек в русскоязычном интернете по России и СНГ ищут вариант покупки. В целом сегодня на одну франшизу претендует тридцать потенциальных покупателей. Думаю, такая тенденция продлится в ближайшие года три-четыре, а вот потом практически в каждом сегменте будет по три-четыре игрока с 30-100 франчайзинговыми точками. Ситуация станет аналогична сегодняшнему туризму, в котором действуют крупные сети, имеющие множество проданных франшиз. Сейчас практически нет франчайзинговых игроков на рынках переводов, юридических услуг. Пока абсолютно свободны огромные рынки услуг и производства. Но рынок растет более чем на 30% в год, так что в ближайшее время пустующие ниши будут заполняться, а уже потом предпринимателям придется толкаться локтями.

Banknn.ru: Интернет – основное связующее звено для продавцов франшиз и покупателей?

- Да, есть множество порталов с большими каталогами франшиз. Также люди самостоятельно рекламируют себя в поисковых системах, социальные сети набирают мощь. У нас есть знакомый предприниматель из Ижевска, который с помощью интернета продал свыше 200 франшиз по всей России. Но популярными остаются также различные выставки и форумы. Говорить о полезности какого-то определенного формата знакомств я бы не стал. Каждый выбирает удобный для себя вариант. Кто-то за один форум продает 3-4 франшизы, а кто-то предпочитает живому общению виртуальное и за день реализует 18 франшиз. То есть все зависит от психологических особенностей продавцов.

Banknn.ru: Кто в основном приобретает франшизы?

- Мы для себя выделили четыре типа таких людей. Первые - наемные сотрудники. Сейчас они работают и накапливают небольшие капиталы. В основном их интересуют продукты по цене до миллиона рублей. Например, бизнес-услуги, туристические услуги. Для этих людей франшиза – серьезный шаг к большей уверенности и стабильности.

Второй тип – так называемые баловни судьбы. Это те, кому покупают франшизы: дети или другие родственники успешных предпринимателей. Данный типаж «клюет» на яркие бренды, на новые идеи.

Третий тип – эксперты. Эти люди уже работают в рынке. Например, в Казани ресторатор-владелец двадцати своих ресторанов приобретает ресторан известной федеральной франшизы. Казалось бы, зачем? Но у этой сети уже 200 ресторанов, и он купил их технологию, до которой бы доходил самостоятельно лет 5-7.

Четвертый тип – инвесторы. Это уже и более дорогой бизнес: сети ресторанов, магазинов, отелей, АЗС.

Banknn.ru: Часто бывают случаи, когда будущие предприниматели на полпути понимают, что ошиблись с выбором франшизы?

- Разное бывает. Каждый случай индивидуален. Надо понимать, что не каждая франшиза подходит человеку. Поэтому требуется определиться, сколько времени он готов ей заниматься, какие навыки ведения бизнеса у него уже есть. Немаловажно понять, какой денежный запас есть у человека, так как не все франшизы могут гарантировать прибыль в первые месяцы. И уже когда эти факторы анализируются, тогда выстраивается общая картина.

Banknn.ru: А как человеку понять, что он уже может продавать франшизы своего действующего бизнеса?

- Четких параметров нет. Главное, чтобы бизнес был здоровым и прибыльным. Потому что если сделать клон больной овечки, то клон будет больной. Если сделать клон сильного, здорового, растущего бизнеса, то, скорее всего, модель будет успешна. При работе с нашими клиентами мы в основном обращаем внимание на то, насколько человек является экспертом в своей области, насколько сильная у него команда. Начать такой бизнес по франшизе - это значит начать бизнес в своем бизнесе. То есть если раньше вы продавали одежду, то теперь это будут магазины с одеждой, если это были пироги, то теперь будут пекарни. Это переход на принципиально другой уровень, когда человек встает над своим бизнесом. И, естественно, у него должна быть профессиональная команда, которая способна вести в этом бизнесе все вопросы. Тогда и переход будет безболезненным и успешным.

Banknn.ru: Но понимание, что пора «подняться» над своим бизнесом – не спонтанное решение? Не запустит же человек сразу предложения о продаже франшиз в интернет?

- К сожалению, такие случаи есть. Поэтому, чтобы обезопасить себя от покупки такой спонтанно запущенной франшизы и получить реальный продукт, желательно обращаться за помощью к профессиональным консультантам, которые проверят все юридические и финансовые обоснования продаваемого проекта.

Banknn.ru: Насколько активны банки при работе с бизнесом по франшизе?

- Есть специфика российского рынка, когда, например, стартапы очень тяжело кредитуются, а если кредитуются, то под залог имущества и т.п. Но в рамках тех правил игры, которые есть у банков, они ведут себя активно. На каждом нашем мероприятии присутствуют представители 4-7 финансовых институтов. Для них люди, приходящие на такие форумы, тоже потенциальные клиенты по кредитам. Проявляют интерес лизинговые компании. Лизинговые схемы очень активно используются в производственном франчайзинге, потому что оборудование может составлять до 70% общих инвестиций на открытие производства.

Мнение

Наталья Воронина, начальник управления туризма, потребительского рынка и услуг Нижегородской области:

«Думаю, скоро мы увидим развитие инновационного бизнеса. Причем, помимо инновационного производства, речь будет идти об эффективных моделях ведения бизнеса: новых системах управления, снижении издержек, переводе сотрудников на удаленную работу и т.д. На фоне общего спада Нижегородская область - лидер в ПФО по темпам роста числа малых и средних предприятий. Наш потенциальный потребительский рынок – порядка 30 млн человек. Это очень высокая концентрация, в том числе экономически активного населения. Поэтому я считаю очень перспективным развитие бизнеса по франшизе в Нижегородской области. Для начинающих предпринимателей это минимальные вложения и бизнес-модель, продемонстрировавшая эффективность. На рынке франшиз сегодня можно найти предложение на любой кошелек. Кроме того, до сих пор не все знают, что можно получить помощь и от государства в виде, например, субсидирования процентных ставок и выдачи грантов. При этом пакет документов довольно минимальный».

 

При использовании информации активная ссылка на сайт www.banknn.ru обязательна.