Автопромышленность с началом кризиса оказалась в наиболее уязвимом положении по сравнению с прочими участниками реального сектора.
Потребительский спрос на товары длительного пользования и не первоочередной необходимости упал до рекордных отметок, став общемировой проблемой для автопроизводителей.
Государственные меры поддержания на плаву крупнейших автогигантов, как General Motors Corp. и Chrysler в США, "АвтоВАЗа" в России, Honda и Mazda в Японии пока только на начальном этапе, и принесут ли они результат сказать сложно.
Между тем, автокредиты, объединяющие в себе низкий спрос на предмет кредита и сложности системы кредитования в целом, стоит рассмотреть на данном этапе отдельно. Тем более, что в рамках мер по поддержанию автопромышленности правительство РФ 24 марта уже утвердило правила выделения банкам средств из бюджета для субсидирования процентных ставок по кредитам на авто для физических лиц.
Условия получения субсидии по автокредиту
Как сообщалась ранее после заявления российского премьера о необходимости субсидирования ставок по автокредитам для граждан, из бюджета было выделено 2 млрд. рублей на эти цели. Механизм субсидирования для кредитных учреждений действует на основе возмещения выпадающих доходов исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центробанка.
Кроме того, основными условиями для банков, участвующих в программе субсидирования стали:
доля, превышающая 50% государственного участия в уставном капитале кредитного учреждения. Либо кредитная организация должна являться дочерней по отношению к такой кредитной организации,
банк должен обладать филиальной сетью во всех федеральных округах РФ.
В итоге заявленным требованиям на данный момент соответствуют только два банка – Сбербанк и ВТБ 24 (розничный банк группы ВТБ). Они-то и станут осуществлять субсидированное автокредитование желающих.
Между тем, условия самого кредита, весьма конкретны. Субсидии предоставят физическим лицам в рублях на приобретение легковых автомобилей стоимостью не более 350 тысяч рублей сроком на 3 года. Предоплата за приобретаемый автомобиль должна быть не менее 30% его стоимости.
Ставку кредитования можно определить в виде разницы между действующей на дату выдачи ставкой банка и двумя третьими ставки рефинансирования ЦБ РФ. Банковская ставка определяется исходя из программы автокредита, условия по которой аналогичны условиям субсидированного кредита. Так, к примеру, схожая программа Сбербанка сроком на 3 года и 30% предоплаты, имеет ставку в 15% годовых. ВТБ – 18 %.
Учитывая, что 2/3 от ставки рефинансирования (13%) – это 8,66%, несложно подсчитать, что кредит Сбербанка будет 15-8,6% = 6,34%, а ВТБ 18-8,6% = 9,34%. Таким образом, переплата по кредиту сокращается почти в два раза. Как говорится в расчетах, опубликованных на сайте Министерством промышленности и торговли, благодаря государственному субсидированию автомобильных кредитов по одному договору можно сэкономить до 42,5 тысяч рублей. По прогнозам Минпромторга, по такой схеме будет продано 150 тысяч автомобилей.
Какие же автомобили можно купить со скидкой?
Приказ об утверждении перечня легковых автомобилей, по которым будет компенсироваться кредитная ставка, утвержден Министерством промышленности и торговли еще в феврале. Согласно приказу, в список вошел полный модельный ряд ОАО "АвтоВАЗ" – "классика", "Лада-Самара", "десятое" семейство, а также новые семейства Priora и Kalina.
В список попали шесть иномарок российской сборки. Среди них: внедорожник Chevrolet Niva производства "GM-АвтоВАЗ", седан Fiat Albea – ОАО "Соллерс", легковой Ford Focus производства Всеволожского завода Ford, легковая Kia Spectra сборки ОАО "ИжАвто", седан Renault Logan, производимый на московском ОАО "Автофрамос", а также Scoda Fabia и Volkswagen Jetta, собираемые калужским предприятием Volkswagen.
Модельный ряд "АвтоВАЗа", избранный для субсидирования, включает также ВАЗовскую "классику", производимую на других предприятиях – ВАЗ-2104, сборка которой налажена на Ижевском автозаводе, и ВАЗ-2107, собираемую на ООО "РосЛада" и ГУП "Аргунский завод "Пищемаш". Из бюджета РФ будет так же субсидироваться процентная ставка при покупке внедорожника UAZ Patriot Ульяновского автозавода.
В чем же загвоздка?
Казалось бы, формально продавать автомобили по госпрограмме должны были начать три дня назад. Однако обнаружить у автодилеров или в банках готовый автокредит вряд ли удастся. Во-первых, необходимы соответствующие формы отчетности и аналогичные программы по автокредитам у банков, уполномоченных раздавать субсидированные ставки. Таким образом, выходит, что ранее середины апреля готовых программ ожидать вряд ли стоит.
Кроме того, большой выбор комплектаций у потребителя будет только при покупке отечественной Lada, поскольку почти все иномарки попадают в эту программу только в базовой комплектации.
Анализ, проведенный ресурсом rb.ru говорит о том, что по льготному кредиту можно приобрести Fiat Albea лишь в минимальной комплектации Base (стоит 344 тысячи рублей), с двигателем 1,4 л, 5-ступенчатой механической КПП, аудиоподготовкой, гидроусилителем руля, инжектором, одной подушкой безопасности, регулируемой рулевой колонкой и центральным замком (данные сайта дилера "АвтоГермес"). Следующая комплектация Classic стоит уже дороже – 389 тысяч рублей.
Kia Spectra тоже можно будет приобрести по льготной ставке только в комплектации "стандарт" с двигателем 1,6 л, механикой, ABS, двумя подушками безопасности, гидроусилителем и т.д., которая стоит 342 тысячи рублей (данные сайта дилера "Автоцентр Восток").
Renault Logan попадает под условия программы в двух комплектациях – Authentique и Expression с двигателем 1,4 л и 5-ступенчатой "механикой" (стоит от 290 тыс. рублей по данным сайта дилера "Автомир"). Хэтчбек Skoda Fabia можно приобрести только с двигателем 1,2 л в комплектации Classic, цена которой 349 тысячи рублей.
Чтобы "вписаться" в госпроект Ford специально снизил цену на Ford Focus. Трехдверный хэтчбек Focus с двигателем 1,4 л, механической коробкой передач в самой дешевой комплектации будет стоить теперь 345 тысяч рублей вместо нынешних 388 тысяч рублей. Специально ради госсубсидий подешевеет до 350 тысяч рублей и UAZ Hunter.
Что касается Volkswagen Jetta, попавшего в список, то его цена даже в самой минимальной комплектации (578 969 рублей) никак не вписывается в минимальный порог 350 тысяч рублей. При этом, в концерне пока не намерены последовать примеру Focus и удешевлять модель, что вполне логично, так как снижать цену придется на астрономические 230 тысяч рублей.
Поэтому, либо этот автомобиль "пролетает", либо будет одобрена схема, озвученная гендиректором "Фольксваген Групп Рус" Мартином Яном: субсидирование кредитной ставки при покупке Volkswagen Jetta будет происходить только в размере 350 тысяч рублей, остальную часть стоимости Jetta придется оплачивать покупателю на обычных условиях.
Впрочем, увеличить комплектацию автомобиля любой автодилер с удовольствием согласится за дополнительные деньги.
По материалам сайта: www.credit.ru
Чем и кому помогут субсидии по автокредиту
ProБизнес
Новый уровень доходности ваших сбережений во ВладбизнесбанкеProБизнес
Беспредельный рост: прогнозы аналитиков относительно уровня ключевой ставки в 2025 году
Эксклюзив BankNN
Лайфхаки
Мой «чужой» долг: что делать с кредитом, который оформили мошенники без вашего ведома
Эксклюзив BankNN
Лайфхаки
Кредит для мошенников: кто должен выплачивать кредит, если он оформлен под влиянием аферистов?
Эксклюзив BankNN
Инвестиции
Адаптация российского инвестора: как изменились стратегии в условиях санкцийProБизнес
Сохранить нельзя повысить: аналитики оценили возможность повышения ключевой ставки ЦБ
Эксклюзив BankNN
ProБизнес
Жизнь с высоким «ключом»: банки рассказали о мерах поддержки МСП в Нижнем НовгородеЛайфхаки
Сколько стоит собрать ребенка в школу в 2024 годуProБизнес
Кредитуйте бизнес с выгодой и снижайте стоимость обслуживания расчетного счетаЛайфхаки
Что делать, если не поступил на бюджет: гайд для нижегородских абитуриентов 2024 года
Эксклюзив BankNN