На совещании в Кремле по экономическим вопросам 7 октября 2008 года правительство РФ приняло беспрецедентное решение о капитализации банковского сектора. Власти намерены разместить средства государственных фондов (Резервного фонда или Фонда национального благосостояния) на депозиты во Внешэкономбанке, который, в свою очередь, будет предоставлять банкам субординированные кредиты на срок не менее пяти лет.
Параметры капитализации банковского сектора обозначены в таблице (см). Государство как прямой собственник крупнейших банков взяло на себя заботу о повышении капитала своих кредитных организаций. Причем если совокупная величина субординированных кредитов для госбанков достигнет 59% их собственного капитала, то для остальных банков она не превысит 12% собственных средств. Предполагается, что акционеры банков должны самостоятельно пополнять капитал банков, и на каждые вложенные ими два рубля государство добавит еще один рубль. Однако власти поставили условие: минимальное увеличение собственных средств банка со стороны акционеров должно составлять не менее 15%. Таким образом, если собственники остальных банков согласятся на предложение властей, то прирост капитала всех прочих банков составит 45% против 59% у госбанков. Таким образом, госбанки в очередной раз поставлены в более привилегированное положение.
В то же время нельзя сказать, что госбанки испытывают острый дефицит собственного капитала. Сбербанк и ВТБ после размещения эмиссий акций в 2007 году, напротив, являются перекапитализированными. Их норматив достаточности капитала (Н1) достигает 14,49% и 15,44% против минимальных 10% (что отражает неоптимальное использование собственного капитала). Для сравнения: Н1 у Газпромбанка составляет 12,09%, у Банка Москвы — 11,98%, у Росбанка — 11,69%, у ЮниКредит Банка — 12,91%, у Райффайзенбанка — 11,22%. Иными словами, субординированные кредиты достаются не тем, кому они действительно нужны.
Полная реализация идеи с государственными субординированными кредитами способна серьезно потрясти не только банковский сектор, но и их клиентов — нефинансовый сектор. На условиях софинансирования собственный капитал банковского сектора может увеличиться на 45% до 4,48 трлн. рублей. Это близко к ограничению в 50% основного капитала, который установил Банк России для субординированных инструментов. Следует принять во внимание, что у большинства крупных банков собственный капитал в значительной мере сформирован за счет субординированных еврооблигаций, кредитов и депозитов, в результате чего предложением правительства смогут воспользоваться немногие.
Тем не менее, если идея будет реализована до конца, то она вызовет мультипликативный эффект. Прирост активов и кредитного портфеля банковского сектора сможет составить 50—70%. Во избежание инфляционного эффекта капитализации банков Правительству РФ уже сейчас следует озаботиться программированием денежного сектора и разработкой подробного плана действий. Поэтапные вливания длинных ресурсов в банки должны происходить с определенными ограничениями по активным операциям, что потребует воскрешения основ кредитного планирования Госбанка СССР. В целом, забота властей о поддержке банков, страдающих младенческими недостатками, является верной, однако разрабатывая меры, государству не следует упускать из виду риски, которые оно провоцирует.
Банк |
Суб.кредит, млрд. р. |
Активы, млрд.р. |
Собственный капитал, млрд.р. |
Норматив достаточности капитала |
Доля суб. кредита в капитале |
Сбербанк |
500 |
5 928,41 |
776,081 |
14,49 |
64% |
ВТБ |
200 |
1 875,05 |
380,107 |
15,44 |
53% |
РСХБ |
25 |
715,841 |
68,363 |
12,05 |
37% |
Другие банки |
225 |
15 513,70 |
1 857,15 |
14,5 |
12% |
Все банки |
950 |
24 033,00 |
3 081,70 |
14,8 |
31% |
Источник: Banki.ru