Механизм возмещения средств пострадавшим от мошенничества в условиях действия нового закона оказался сложным и непрозрачным. По мнению правозащитников из Народного фронта, в текущем виде законодательство требует значительных доработок. К такому выводу они пришли после получения ответа от Центробанка на свое обращение по этим вопросам. Об этом сообщили
В письме регулятора отмечается, что в случае спорной ситуации с банком человек не сможет получить ответ от ЦБ, находится ли счет в базе подозрительных. Добиться компенсации можно только при обращении в суд. Банковское сообщество и правозащитники полагают, что необходимы поправки в законодательство, чтобы максимально упростить этот процесс.
Действующий закон предписывает банкам на два дня приостанавливать переводы на подозрительные счета из антимошеннической базы ЦБ, даже если клиент настаивает на операции. В случае невыполнения этого требования человеку должны выплатить компенсацию в течение 30 дней. Банк России отмечает, что проверка наличия признаков перевода без согласия клиента на подозрительные счета «не может быть в полной мере проведена клиентом», поскольку доступ к данным своей базы доступен только органам, имеющим на это право, например, суду.
Правозащитники предложили упростить процесс доказательства права на компенсацию, исключив необходимость судебных разбирательств. В «Народном Фронте» предлагают сделать достаточным наличие талона о подаче заявления в полицию и выписки по счету для ответа пострадавшему по поводу наличия получателя в базе данных ЦБ. Этот способ, по их мнению, не нарушает банковскую тайну и не раскрывает персональные данные.
Ранее мы сообщали, что жительница Дзержинска Нижегородской области поверила мошенникам и добровольно перевела им более 1,2 млн рублей. Неизвестный представился сотрудником «Росфинмониторинга» и сообщил, что со счетом женщины происходят сомнительные операции. Чтобы обезопасить сбережения он предложил перевести деньги на «безопасный счет».