Министерство финансов доработало законопроект о финансовом омбудсмене — арбитре между финансовыми организациями и их клиентами. По информации «Известий», проект направлен на рассмотрение участникам финрынка и может поступить в Госдуму после майских праздников. Одной из новелл документа стал механизм принудительного исполнения финансовыми организациями решения омбудсмена: в том случае, если они не сделают это добровольно, их обяжет суд. Кроме того, согласно законопроекту, гражданам нужно будет сначала обращаться к омбудсмену, а не в суд.
Этот новый законопроект (копия есть у «Известий») имеет ряд отличий от его последней версии, опубликованной на сайте Минфина в марте прошлого года. Например, согласно документу, спор гражданина с финансовой организацией (банком, страховщиком или обществом взаимного страхования) «подлежит рассмотрению судом только после предварительного рассмотрения спора финансовым омбудсменом». Ранее такой нормы предусмотрено не было и подразумевалось право клиента обратиться сразу в суд.
Новый подход предполагает взрывной рост обращений к омбудсмену. Финансовый омбудсмен работает в России с 1 октября 2010 года при Ассоциации российских банков. К настоящему времени соглашение с омбудсменом подписала лишь 31 финансовая организация (в том числе десяток банков — включая Райффайзенбанк, «Хоум Кредит», ДжиИ Мани Банк, ОТП Банк, «Траст», «Юниаструм», «Открытие», Связной Банк, Бинбанк). Законами деятельность омбудсмена не урегулирована.
Предполагается, что в сфере банковской деятельности омбудсмен будет рассматривать споры, сумма которых не превышает 500 тыс. рублей, в сфере страховой деятельности — 100 тыс. рублей. Речь идет о спорах между клиентами и финансовыми организациями. При этом из сферы компетенции финансового омбудсмена в новом законопроекте исключены обращения граждан, которые связаны с реструктуризацией их долга (изменением условий погашения кредита) и проведением банкротных процедур в отношении них. Решение омбудсмена также не должно вносить изменения в график платежей. Исключением могут быть случаи, когда реструктуризация инициирована самой финансовой организацией. В предыдущей версии проекта этот круг вопросов входил в сферу полномочий омбудсмена.
Как и в предыдущей версии, законопроект обязывает финансовую организацию исполнять решения омбудсмена. Но если компания не исполнит решение омбудсмена, на этот случай новый законопроект содержит механизм принуждения — омбудсмен сможет обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения. При этом суд не вправе будет «пересматривать решение финансового омбудсмена по существу». Отказать в выдаче исполнительного листа можно лишь в случае, если судья усомнится в беспристрастности омбудсмена, либо если последним нарушен порядок рассмотрения обращения.
И старая, и новая версии законопроекта предусматривают обязательное заключение банками, страховщиками и обществами взаимного страхования договора с финансовым омбудсменом. Добровольно к институту финансового уполномоченного смогут присоединиться иные финансовые компании (микрофинансовые организации, ломбарды, профучастники рынка ценных бумаг и др.).
Источник: