За январь—июнь 2021 года от жителей Приволжского федерального округа (ПФО) в Банк России поступило 268 жалоб на мисселинг — попытки продать клиентам одни финансовые продукты под видом других без объяснения существенных различий между ними и предупреждения о возможных последствиях. Нижегородцы направили 36 таких жалоб. Это меньше, чем в первом полугодии 2020 года (48 обращений).
Речь в жалобах шла об инвестиционном и накопительном страховании жизни, паях паевых инвестиционных фондов, реализации продуктов и услуг краудфандинговых компаний, негосударственных пенсионных фондов, брокеров и доверительных управляющих, которые работники финансовых организаций могут выдавать за банковские вклады с повышенной процентной ставкой. Доходность по некоторым из этих продуктов действительно бывает выше, чем по обычным депозитам, но при этом она не гарантирована — в отличие от договора вклада. Средства клиента в этом случае не попадают в систему страхования вкладов, то есть их потеря не будет компенсирована государством в случае прекращения деятельности организацией, с которой у клиента был заключен договор. Кроме того, при досрочном расторжении договора человеку могут вернуть меньшую сумму, чем он вносил.
Специалисты Волго-Вятского ГУ Банка России рекомендуют уделить особое внимание следующим моментам, которые должны быть отражены в договоре на приобретение финансовой услуги или продукта:
- Какие обязанности сторон прописаны в договоре? На какой срок заключается договор? Что будет, если вы захотите расторгнуть его раньше срока?
- Сколько денег вам вернут?
- С кем именно вы заключаете договор — с банком или иной организацией (страховой компанией, управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, иной организацией)?
- Попадают ли ваши инвестиции в государственную систему страхования вкладов?
- Гарантирована ли доходность по вашим вложениям и какая? Как осуществляется ее расчет?
- Будут ли удержаны с вас какие-либо комиссии?
Если гражданин считает, что представители финансового рынка нарушают его права, он может обратиться в