Мировая экономика в предкризисном состоянии. Минусовые показатели выручки наблюдаются у многих участников рынка. Не исключение – разработчики продуктов антивирусного ПО. «Лаборатория Касперского» констатирует снижение прибыли в несколько раз. Аналогичная антидинамика наблюдается в конкурирующих компаниях.
Сведения о колебаниях выручки известного разработчика антивирусников «Лаборатории Касперского» были обнародованы самим руководителем в его недавнем интервью новостному интернет-сайту «Ведомости». В 2012 г. компания получила от продажи своих программ около 628 млн долларов. В следующем сезоне выручка выросла только на 6%, что по сравнению с динамикой прошлых лет является ничтожным. По словам руководителя, до 2012 г. «лаборатория» ежегодно увеличивала прибыль в среднем на 50-60% по сравнению с предыдущим показателем.
Самым продуктивным периодом в истории компании считается время, когда она стремительно покоряла новые рынки. Активный рост популярности наблюдался в годы формирования антивирусного ПО. Продвижение продуктов на мировом интернет-пространстве осуществлялось гигантскими шагами. Глава компании считает, причина снижения темпов находится в переполненности той части рынка, где у «Лаборатории Касперского» наблюдаются сильные позиции, и это, конечно, не Россия. В нашей стране внедрение интернет-продуктов реализуется слишком медленно, что тормозит продвижение антивирусной среды естественным образом. И текущее состояние рынка продажи других видов софта, таких как
Не все так плохо
На просторах рунета доля продуктов «Лаборатории Касперского» составляет более половины, особенно стремительным продвижение блокирующих схем было в последние годы, причем увеличение спроса наблюдается и в потребительской, и в корпоративной сфере.
Иными показателями характеризуется популярность антивирусного ПО Касперского на мировом пространстве. Отец-основатель оценивает долю присутствия компании не более чем в 8%. Это немного меньше, чем у известной Trend Micro, которая также в последние годы теряет прибыль.
Не располагая официальными данными о рыночной стоимости «Лаборатории Касперского» и конкурентов, сложно судить об уровне и престиже компании в мировой интернет-структуре антивирусного программного обеспечения. Из достоверных аналитических источников известно лишь, что она входит в 3-ку лидеров в своем рыночном сегменте.
Спад спроса – это тенденция, а не исключение из правил
Финансовый регресс, наблюдающийся у некоторых разработчиков ПО, имеет массовый характер. Достаточно обратиться к статистике. Американский конкурент Symantec также констатирует замедление роста прибыли. Это наглядным образом демонстрируют итоги 2012 и 2013 г. г., когда рост выручки составил 10 и 3% соответственно.
Известный антивирусник Forefront, результат разработок компании Microsoft. Автор не афиширует динамику продаж своего детища. Не удастся даже приблизительно охарактеризовать показатели прибыли от его продаж, потому что в общей массе программ есть бесплатные антивирусники, которые разработаны и функционируют совместно с другими продуктами Microsoft.
У всех разработчиков антивирусного ПО есть один общий конкурент – бесплатные программы
Аналитика проста: между качественным антивирусом, который стоит денег, и бесплатной альтернативой, потребитель выберет второе. В этом причина и суть сложившейся ситуации. Дело в том что оценить уровень эффективности антивирусного ПО возможно только в рамках реального прецедента. Компьютер получит надежную защиту в обоих случаях, установите вы, например, бесплатную программу Security Essentials от Microsoft или будете ежегодно оплачивать установку обновленного ПО от «Лаборатории Касперского» – результат от этого не изменится, и сравнить качество защиты практически невозможно.
Мотивирующим фактором для повального приобретения антивирусной защиты всегда были эпидемии. Как показывает практика, инициаторами серьезных атак на базы данных компаний выступают конкуренты, причем проплачивается хакерское мероприятие весьма щедро. В таком случае информацию не способен защитить ни один антивирус, платный или бесплатный – разницы нет.
Вряд ли можно надеяться на увеличение роста продаж антивирусного ПО в частной потребительской сфере. Главными клиентами разработчиков защитного софта являются владельцы небольших компаний, предприятий среднего бизнеса. Вирусы в их понимании – это и есть атака, поэтому они всегда предпочтут купить качественный антивирусник, отдав за это немалые деньги.
Противомнение: бесплатный товар не конкурент лицензионному
Другое дело – сегодняшняя экономическая встряска, которая отражается на финансовых показателях компаний не лучшим образом. Приходится экономить на всем, в т. ч., сокращать расходы на обеспечение информационной защиты. Часть предпринимателей попросту замораживает на первый взгляд перспективные проекты. Что касается бесплатных программ, в общем объеме антивирусников, обеспечивающих информационную защиту на мировом пространстве, их количество не велико. К тому же, купив однажды качественный продукт, мало кто захочет перейти на бесплатный софт, посчитав альтернативу неравнозначной и низкосортной.
Такого же мнения придерживаются участники других экономических сфер. Вкладывать средства в качественный продукт – обеспечить стабильность, это относится к любой деятельности, в том числе бухгалтерии. Компания
Руководитель «Лаборатории» о перспективах
Г-н Касперский не теряет оптимизма. Руководитель считает, есть еще в интернет-пространстве неизведанные области, открывающие перспективы для роста компании. В качестве первой была названа антивирусная защита для мобильных устройств. По прогнозам, опубликованным аналитическим агентством Gartner, в текущем году продажи стандартной компьютерной техники (ПК, ноутбуков) сократятся примерно на 6,7%, зато ожидается увеличение спроса на портативную электронику, в частности, поставки планшетов увеличатся почти на 24%, мобильных переговорных устройств на 3% по сравнению с 2013 г.