Ограниченный спрос, высокие налоги, недостаток финансовых средств и высокая степень неопределенности в дальнейшем развитии экономики снижают горизонт планирования предпринимателей, препятствуют развитию инвестиционных и инновационных инициатив, выяснили эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ
По данным исследователей, степень воздействия негативных факторов на бизнес зависит от отрасли, к которой относится та или иная компания. Например, в I квартале 2014 года дефицит спроса считали основным фактором уязвимости своих организаций 62% руководителей оптовых фирм, 47% руководителей промышленных организаций, 45% руководителей розничных организаций и 39% предпринимателей, оказывающих различные виды услуг.
Высокий уровень налогообложения – вторая (после дефицита спроса) ключевая проблема развития бизнеса. О серьезном негативном воздействии на бизнес избыточного налогового бремени в I квартале 2014 года сообщили 54% руководителей оптовых фирм, 54% руководителей розничных организаций, 40% промышленников, 38% строителей и 37% предпринимателей, оказывающих услуги.
Третий дестабилизирующий российский бизнес фактор – недостаток финансовых средств. О нем заявили 43% руководителей оптовых фирм, 40% предпринимателей, оказывающих услуги, 39% промышленников и 28% руководителей розничных организаций.
Экономисты ЦКИ отмечают, что треть руководителей крупных и средних промышленных предприятий не понимает сути происходящих в стране экономических процессов или не в состоянии адекватно управлять производством при постоянно меняющихся условиях хозяйствования. Неблагополучный предпринимательский и инвестиционный климат и частое изменение «правил игры», инициируемое регуляторами всех уровней, снижают горизонт планирования предпринимателей, их мотивацию к проявлению инвестиционных, инновационных и, тем более, модернизационных инициатив.