Банки начали выпускать стикеры для бесконтактной оплаты. Их можно приклеить на смартфон и использовать вместо заблокированных Apple Pay и Google Pay. Кроме наклеек, существуют платежные кольца, браслеты, брелоки и другие аксессуары. Редакция Banknn.ru выяснила, какие плюсы и минусы есть у таких технологий.
Что такое платежные аксессуары
Платежные стикеры — это наклейки со встроенным NFC-чипом, привязанные к карте. Если пластика нет в доступе, а стикер приклеен на смартфон, можно поднести его к терминалу и оплатить покупку.
Точно также работают и остальные аксессуары: принцип аналогичный, только выглядят по-другому. Некоторые бренды встраивают NFC-технологию в одежду.
Кроме внешнего вида, значительные различия между стикерами и другими предметами для бесконтактной оплаты могут быть в цене. Если стоимость стикеров обычно составляет менее 1 000 рублей, то кольца, браслеты и брелоки могут быть ювелирными и дизайнерскими, что многократно увеличивает цену. Обслуживание, перевыпуск и выпуск дополнительных аксессуаров могут быть платными, за исключением акционных предложений.
По тарифу стикеров и аксессуаров могут быть предусмотрены особые условия от банка, к примеру, повышенный кешбэк или другие приятные бонусы.
Какие банки сейчас выпускают их
Стикеры и кольца уже есть у Альфа Банка и Тинькофф Банка. О планах по созданию наклейки также заявили ВТБ, Сбербанк, Почта Банк и МКБ, писал «Коммерсантъ».
Отметим, что платежное кольцо в Альфа Банке доступно только клиентам с премиальным пакетом услуг. Стикеры же более доступные — их может получить обладатель дебетовой карты из обычной линейки.
Тинькофф в конце прошлого года выпустил не только кольца, но и другие аксессуары. Среди них есть как самые простые, так и ювелирные изделия. Минимальная стоимость аксессуара — около полутора тысяч рублей, а максимальная — превышает 55 000.
Что удобнее: стикер или кольцо
Если оплата всегда производится с одного и того же карточного счета, а клиенту банка в целом нравятся кольца, можно выбрать его. Но стоит учитывать, что такой аксессуар будет мешать при оплате покупки другой картой — произойдет конфликт с платежным кольцом.
Весомый минус колец — большая вероятность повреждения антенны и выхода аксессуара из строя, отметил исполнительный директор, директор департамента банковских операций и обслуживания платежных карт Банка Ренессанс Михаил Лейтес. Помимо этого по сравнению с обычной картой у кольца меньший радиус действия антенны.
При использовании стикеров подобных вопросов не должно возникать, так как в их основе лежит карта, только уменьшенная в размерах. Важно отметить, что в зависимости от условий конкретного банка замена утраченного или поврежденного аксессуара может занимать больше времени, чем замена обычной карты.
Конечно, самым главным неудобством как стикера, так и кольца становится необходимость хранить и носить посторонний аксессуар, особенно если он не очень удобен или ухудшает внешний вид.
Что делать, если потерял аксессуар
Порядок действий при потере кольца и стикера аналогичен утрате пластиковой карты — нужно как можно быстрее сообщить в банк и заблокировать платежное средство. До момента блокировки сторонний человек может оплатить с его помощью покупки, но на ограниченные суммы. Для крупных трат потребуется подтверждение ПИН-кодом. Кстати, очень важно не хранить его рядом со стикером или аксессуаром, чтобы доступ к этим цифрам был только у истинного владельца.
Как долго стикеры и кольца будут востребованы
Спрос на стикеры продлится ровно до того момента, пока не будет создано приложение с аналогичным функционалом. То есть наклейки — это некий переходный продукт временного назначения, считает советник по инвестициям ИК «Fontvielle» Максим Федоров.
Платежные кольца, браслеты и другие аксессуары, безусловно, тоже найдут своих клиентов — тех, для кого визуальное оформление будет иметь значение.
В целом популярность подобных технологий носит волнообразный характер, отмечает эксперт Банка Ренессанс Михаил Лейтес. Она усиливается в случаях ограничений альтернативных технологий, как в случае с отключением доступа к Apple Pay и Google Pay. Потом интерес снижается, так как продукт все же нишевый, конкуренцию доступному и качественному платежному решению непосредственно в смартфоне он составить не может.