Любой бизнес начинается с предварительных тщательных расчетов. А если вы решите еще и получить на него кредит, то расчеты просто неизбежны. Банк потребует от вас досконального знания всех будущих доходов и расходов. Но можно ли составить универсальный и идеальный бизнес-план? Пожалуй, ответить однозначно на этот вопрос невозможно, поскольку план развития для каждого бизнеса индивидуален, как отпечатки пальцев. То же касается и документации, предоставляемой для подтверждения целесообразности кредитования будущего проекта. Однако знание базового набора рекомендаций и общих требований банков может помочь сориентироваться на первоначальном этапе.
При анализе бизнес-плана банк – это профессиональный финансовый провокатор, андеррайтер и контролер в одном лице. Будьте готовы к тому, что ваша блестящая идея развития бизнеса в руках банковских сотрудников может превратиться лишь в яркий мыльный пузырь. Задача аналитиков как раз и состоит в том, чтобы проверить вероятность всех возможных рисков будущего проекта и предупредить их. Так что ваш бизнес-план будут рассматривать со всех сторон и разными способами пытаться «обанкротить» вас еще до его реализации. Но оно того стоит. Финансовый анализ проводится вовсе не для того, чтобы отказать в кредите. Зачастую специалисты указывают заемщику на моменты, которые требуется изменить. Бизнес-план дает банку понять, что вы сможете обслуживать кредит. Кстати поэтому некоторые банки предпочитают выдавать кредиты на развитие уже действующего и финансово-устойчивого бизнеса. Он для них понятен, в отличие от стартапов. Сегодня мы также рассматриваем развитие действующего бизнеса.
Наличие бизнес-плана не освобождает заемщика от необходимости собственных вложений. Доля участия и выход на окупаемость в разных банках варьируются. Например, это могут быть вложения не менее 20% с выходом на окупаемость в течение 4-5 лет. Залоговая база, достаточная для обеспечения рассматриваемого инвестирования, - немаловажный момент в вопросе кредитования.
Общее содержание бизнес-плана
- Титульный лист – здесь дается общая информация о компании: полное наименование, юридический и фактический адрес, данные об учредителях фирмы, главная суть проекта, его общая стоимость, необходимость внешних источников финансирования, указание на конфиденциальность, если таковая имеется.
- Резюме - описание проекта на две-три страницы. Резюме пишется после составления всех других разделов бизнес-плана и выносится в его начало в качестве краткого описания сути проекта, его обоснований и эффективности. Уже по нему кредитор должен понять, насколько проект ему интересен и выгоден. Здесь указывается необходимый объем инвестиций, а также их источники возможность реализации проекта в имеющихся рыночных условиях. Отдельно оговариваются контрольные сроки, предусмотренные для реализации проекта, его выхода на окупаемость и возвращения кредита.
- Информация о компании – организационно-правовая форма, структура капитала, вид(ы) деятельности, история становления вашего бизнеса, позиция на рынке, имидж среди потребителей, целевая аудитория, устойчивость клиентуры. Также приводятся сведения о том, кто руководит компанией, кто работает главным бухгалтером и юристом. Наряду с указанием ФИО дается информация о стаже, образовании, опыте и квалификации этих сотрудников.
- Описание товара - в этом разделе дается подробная информация о продукте или услуге, которые компания намеревается предлагать конечным потребителям.
- Оценка рынков сбыта – здесь определяется целевая аудитория и ниша, которую может занять компания. На этом этапе для определения и анализа рынка от компании могут потребоваться значительные финансовые затраты. Не следует относиться к этому исследованию легкомысленно, так как нередко именно переоценка объема потенциальной работы приводит к краху вполне успешных, на первый взгляд, проектов.
- Оценка конкурентов – в этом разделе собирается вся информация о действующих и потенциальных компаниях-конкурентах. На ее основе вырабатываются способы ведения конкурентной борьбы.
- План маркетинга - это основа ваших взаимоотношений с партнерами, контрагентами, инвесторами. Его главные составляющие - ценовая стратегия, рекламные компании, способы стимулирования продаж, оптимальная схема для реализации продукта, сервисное обслуживание, формирование имиджа компании.
- Производственный и организационный план – здесь речь идет об обеспеченности выпуска с производственной точки зрения. Перечисляются те меры, которые необходимы не только для поддержания производства на должном уровне, но и для его развития. Этим разделом вы доказываете банку, что способны производить необходимый объем товаров в оговоренные сроки и в соответствии с требуемым качеством
- Финансовый план – здесь указывается объем реализации продукции в денежном выражении, приводится баланс расходов и доходов, общий баланс средств, находящихся в активах и пассивах, определяется стратегия финансирования.
Основные рекомендации
- Определите организационно-правовую форму следует на этапе разработки бизнес-плана. В процессе работы поменять что-либо будет значительно сложнее.
- Перед составлением бизнес-плана ознакомьтесь с уже существующими подобными работами. Они помогут вам усвоить стилистику и последовательность изложения идей. Однако помните, что каждый бизнес индивидуален, поэтому не следует брать за основу готовые «формулы», даже если они оказались для кого-то успешными.
- Не берите за основу переводную методическую литературу. К сожалению, она не учитывает российских реалий.
- Составление разделов, касающихся правовой защиты, лучше доверьте юристу. В этой части документа раскрывается понятие риска. Отмечается, что вы не несете ответственность за форс-мажорные обстоятельства и иные непрогнозируемые ситуации, которые не позволили достичь предполагаемых результатов. Оговаривается, что документ не подлежит копированию без предоставления права на это, запрещается распространение бизнес-плана неуполномоченными на это лицами. Также в разделах, посвященных безопасности, содержится положение, запрещающее раскрывать содержащуюся в них информацию третьим лицам, если автор не давал на это разрешение. Отдельно указывается, что данный бизнес-план не является ценной бумагой.
- Во многом задача бизнес-плана – заинтересовать банк в кредитовании. Но вы не должны вводить его в заблуждение: избегайте преувеличенных и невыполнимых обязательств.
- При разработке бизнес-плана стоит заранее рассчитывать самую пессимистичную ситуацию. Чем устойчивее Ваш инвестиционный проект к рискам, чем больше негатива Вы предусмотрели, тем выше вероятность получить кредит.
- К рискам следует быть внимательнее. Их недооценка может обернуться дополнительными затратами или увеличением сроков окупаемости. В бизнес-плане должны не только указываться, например, рынки сбыта, но к нему должны прилагаться заключенные договоры или договоры намерений. У вас на руках также должны быть все необходимые разрешения и лицензии на будущую деятельность.
- План должен включать в себя специальную систему показателей, с помощью которых можно будет легко отслеживать сроки осуществления работ, а также финансовый баланс компании.
- Уделите внимание тщательной аргументации своих предложений.
- Цветные диаграммы, информативные таблицы данных, структурирование текста, использование разных шрифтов значительно облегчат чтение вашего бизнес-плана и помогут доходчиво разъяснить возможности вашего бизнеса.
- Общий размер бизнес-плана обычно не превышает шестьдесят – восемьдесят страниц.
- Чтобы действовать наверняка - запросите в банке, где намерены получить кредит, требования к составлению и оформлению бизнес-плана.
Источник фото: