Последние недели новости экономики напоминают вести с фронта: рубль падает, евро перешагивает психологическую отметку, доллар совершает очередной скачок, иена растет к курсу доллара… Но, наверное, основная психологическая отметка, которую преодолевают совместно все валюты, это граница в сознании людей, разделяющая понятия стабильности и неопределенности.
Ощущения стабильности у многих сейчас нет. На этом фоне самой востребованной становится информация о курсах валют в банках. Надо ли менять деньги? А, если менять, в каком объеме и на какую валюту? Надо ли переводить деньги с одного вклада на другой? Стоит ли инвестировать и во что? Экономисты заверяют, что происходящее – естественный цикл развития, и до катастрофической ситуация не дойдет, так как в России всё по-прежнему определяется ценами на углеводороды, которые остаются высокими. Однако все, у кого есть хотя бы небольшие сбережения, спешат максимально обезопасить их. Впрочем, отсутствие сбережений не уменьшает опасений. Те, кто живет от зарплаты до зарплаты, загибают пальцы, подсчитывая дополнительную нагрузку на личный бюджет при возможном увеличении цен. Почему же возникают валютные скачки и возможно ли их прогнозировать?
Многие привыкли считать валютой исключительно деньги других государств, однако это не совсем верно. Если вы обратитесь к словарям экономических терминов, то обнаружите, по меньшей мере, три не противоречащих, а только дополняющих друг друга, толкования.
1. Валюта — денежная единица конкретной страны.
2. Валюта — иностранные денежные средства.
3. Валюта — международные расчетные единицы вроде «евро», кредитные и платежные документы в виде векселей, чеков, банкнот, используемые в международных расчетах.
Кратко валюту можно охарактеризовать как универсальную единицу измерения стоимости товара, элемент денежной системы (о денежной системе поговорим в скором времени – ред.). В широком смысле слова это любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке. Государства имеют монополию на выпуск (=эмиссию) денег только в своей стране. Поскольку экономическое и политическое состояние стран различно, то не представляется возможным создать единый инструмент (в данном случае – денежную единицу), обеспечивающий равноценный обмен денег на всех уровнях. Зависимостью национальных валют от политики выпускающих их государств объясняется и то, почему одни валюты дороже или дешевле других, то есть имеют определенный курс. Поэтому существует и курс обмена – выражение цены одной валюты через другую. Из чего же формируется разница цен?
В уроке №60 мы говорили, что деньги – специфический и максимально ликвидный товар. Следовательно, как у любого товара в рыночных условиях, у денег (=валюты) также есть определенный баланс спроса и предложения. Этим и определяется цена валюты (=котировка). Если вы будете понимать ключевые факторы, формирующие спрос на определенную валюту и ее предложение на мировом рынке, то сможете представлять, что учитывать, выбирая валюту для определенных целей. Но не забывайте, что это только общие ориентиры. Решение серьезных финансовых вопросов потребует досконального изучения.
Валюты взаимодействуют на особом рынке – валютном. Особенность его в том, что покупка или продажа валюты здесь - всегда только обмен одной валюты на другую. И когда речь идет о росте или падении курса, это значит падение или рост по отношению к другим валютам.
Можно выделить четыре основных фактора, определяющих стоимость валюты той или иной страны:
1)внешнеторговый баланс страны-эмитента валюты;
2)действия страны-эмитента (в том числе, наращивание выпуска национальной валюты);
3)планы на будущее (инвестиционные проекты компаний и государств, предусматривающие капитальные затраты в той или иной валюте, долгосрочные контракты и т.д.);
4)доверие к валюте (использование ее для хранения сбережений, долгосрочных займов и защиты от рисков, связанных с изменением курсов валют).
Внешнеторговый баланс
Чем выше экспорт страны (продажа товаров и услуг за пределами этой страны), тем выше курс ее внутренней валюты. Соответственно, чем выше импорт, тем курс ниже. В первом случае экспортеры покупают местную валюту для оплаты издержек по производству товаров и услуг, во втором – импортеры приобретают иностранную валюту для покупки товаров и услуг за пределами страны.
Действия страны-эмитента
Объем валюты в обращении зависит от того, насколько интенсивно соответствующее государство ее выпускает, то есть физически печатает бумажные деньги и наращивает количество денег в обращении безналичным способом (например, выдавая кредиты банкам). Быстрое наращивание денежной массы способствует росту предложения национальной валюты, и когда предложение «обгоняет» спрос на эту валюту, курс ее снижается. Иногда страна намеренно может занижать курс своей валюты, чтобы повысить конкурентоспособность своих товаров на чужом рынке. Так, например, несколько лет назад было с Японией – американцы неоднократно обвиняли ее в искусственном занижении стоимости иены, в то время как Япония осваивала рынок США.
Планы на будущее
Компании внутри государства, планируя, к примеру, модернизацию производства, освоение нового месторождения, рассчитывают свои будущие расходы в той валюте, в какой предполагают закупать оборудование, обновлять технологии. Соответственно, если партнерами выступают иностранцы, то и валюта будет иностранной. В результате, если в общей массе ее объем в государстве, таким образом, увеличивается, то курс внутренней валюты начинает снижаться.
Доверие к валюте
Пожалуй, самый неоднозначный фактор, способный одним разом перечеркнуть все предшествовавшие разъяснения. Именно из-за него периодически наблюдается всплеск популярности вкладов в иностранной валюте и последующий перевод их в рубли, именно из-за него инвесторы сначала бегут из страны, а после возвращаются. Именно по этой причине американский доллар, казалось бы, являющийся международной единицей расчетов, не выглядит панацеей, и на его фоне швейцарский франк – куда более инвестиционно привлекательная валюта. И это учитывая, что объем производимого в Швейцарии товара намного меньше и американского и российского. Но Швейцария – устоявшаяся прижизненная легенда, окутанная ореолом надежности и флером загадочности и недоступности властителей мира сего. А что может пользоваться большим спросом, чем раскрученный бренд? Во все времена люди готовы были платить за имидж. Как говорит герой одного современного романа «Главное – правильно себя позиционировать».
По словам
Источник изображения:
При использовании информации активная ссылка на сайт www.banknn.ru обязательна.