Россияне с каждым годом все более активно пользуются банковскими картами. Согласно последним исследованиям, «пластиком» сейчас владеют более 70% экономически активного населения страны. Однако не все держатели банковских карт знают, какие меры нужно предпринять при утере карты, чтобы в будущем не столкнуться с более серьезными проблемами. О том, как вести себя в такой ситуации и как свести к минимуму риск возможных потерь, рассказал нам Николай Русов, управляющий филиалом «Нижегородский» банка «ГЛОБЭКС».
Что должен делать клиент в случае утери банковской карты?
При потере или краже карты необходимо немедленно связаться с банком-эмитентом, во избежание использования этой карты третьими лицами. Рекомендуем вам записать контакты банка, которые указаны на обратной стороне банковской карты, в свой мобильный телефон. Это позволит незамедлительно проинформировать кредитную организацию о возникшей проблеме. После этого необходимо обратиться в обслуживающее карточный счет отделение банка и заполнить заявление о приостановке операций по карте.
Кого в первую очередь необходимо проинформировать о потере карты: банк-эмитент или представителей платежной системы?
Держателю рекомендуется звонить для блокировки карт в банк-эмитент. В случае непредвиденных ситуаций (клиент находится за границей, невозможность связаться с банком-эмитентом), клиент может обратиться в представителям платежной системы.
Какие риски, помимо финансовых потерь, несет владелец карты при несвоевременном информировании банка об инциденте?
В случае несвоевременного уведомления банка об инциденте, клиент несет в первую очередь, риски совершения несанкционированных операций по карте.
Должен ли будет клиент оплачивать перевыпуск карты (в том числе зарплатной)?
Перевыпуск карты по причине потери или кражи осуществляется на основании письменного заявления, поданного клиентом в обслуживающее карточный счет отделение банка. За блокировку операций в случае потери карты, а также за возобновление операций при выдаче новой карты (в том числе зарплатной) взимается комиссия в соответствии с тарифами банка.
Существуют ли сервисы, позволяющие найти утерянную карту?
Нет, сейчас таких сервисов не существует.
Как поступить в ситуации, когда клиент нашел карту, или ему ее вернули, но она уже заблокирована?
При обнаружении Карты, ранее заявленной как утраченная или украденная, следует немедленно проинформировать об этом банк, а затем вернуть карту в банк в течение 3 рабочих дней. Указанная карта в дальнейшем не может быть использована в качестве платежного средства и подлежит перевыпуску в соответствии с заявлением клиента.
Как обезопасить себя от подобных ситуаций?
Необходимо соблюдать ряд мер безопасности в использовании и хранении карт:
· подписать карту при ее получении на полосе для подписи, находящейся на оборотной стороне карты
· хранить ПИН-код в секрете. Ни при каких обстоятельствах ПИН-код не должен стать известным третьему лицу. ПИН-код является аналогом собственноручной подписи держателя при совершении им операции с использованием карты.
· хранить ПИН-код отдельно от карты и не рассекречивать ее реквизиты.
· обращаться с картой бережно, не повреждать ее магнитную полосу и не допускать нахождение карты вблизи источников электромагнитных полей.
· при использовании карты в ТСП, а также в ПВН по возможности не выпускать из поля зрения карту для предотвращения ее незаконного использования.
· перед тем, как подписать чек, подтверждающий покупку по карте, сначала проверить его, обращая внимание на указанную в нем сумму покупки, оплаченной по карте. Сохранять копии чеков и слипов, подтверждающих транзакции оплаты покупок и снятия наличных в банкоматах
· проверять выписку по счету. Сверять суммы покупок, оплаченных по карте, с имеющимися у вас чеками.
· при совершении операций в сети Интернет использовать только интернет-сайты, которые применяют специальные программные средства для защиты информации о карте. Показателем надежности является поддержка сайтом технологии повышенной защиты Карт от мошенников Verified by Visa, 3D Secure, SET.Не передавать информацию о карте посредством открытых сетей связи (электронная почта и т.п.)
· всегда иметь под рукой номер телефона для экстренной связи с банком, выпустившим вашу карту, и в случае ее утраты немедленно связаться с кредитной организацией.