Корейская компания ROI VISUAL Co (правообладатель изображений героев мультсериала про Робота Поли) подала в арбитражный суд иск о взыскании 5 000 000 ₽ с ООО " СПАР Миддл Волга " за нарушение исключительных имущественных прав. Дата рассмотрения дела в суде первой инстанции пока не назначена. Одновременно ROI VISUAL Co подала еще 17 однотипных исков к нижегородским индивидуальным предпринимателям о взыскании ущерба в среднем на сумму 70 000 ₽ каждый за продажу игрушки стоимостью около 300 ₽.
Всего с 2019 года ROI VISUAL Co подала в арбитражные суды по всей стране 1239 беспроигрышных исков. Интересы компании в РФ представляет московское ООО «Правовая Группа «Интеллектуальная Собственность», которое специализируется на арбитраже по вопросам нарушения исключительных интеллектуальных прав.
В 2020 году в арбитражные суды подаются, в том числе, иски, основанные на контрольных закупках, сделанных под запись еще в 2018–19 годах. Тайные покупатели приобретали (и продолжают) в магазинах игрушек или торговых сетях игрушки-трансформеры Робота Поли и других героев мультсериала, фиксировали покупку на видео и сохраняли чеки.
География активности ROI VISUAL Co в арбитражных судах России:
- АС Архангельской области 63 иска
- АС Воронежской области 86 иска
- АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 107 исков
- АС Кемеровской области 41 иск
- АС Красноярского края 59 исков
- АС Московской области 71 иск
- АС Свердловской области 72 иска
- АС Тульской области 72 иска
- и далее везде за редким исключением.
Аналогичную, но более масштабную кампанию предприняла через своих российских представителей британская Entertainment One UK Limited, которая подала (и выиграла) по всей России 3449 исков о нарушении исключительных интеллектуальных прав на Свинку Пеппу. Иски подаются по результатам контрольных закупок всего подряд — от носовых платков до футболок и игрушек.
В Нижегородской области Entertainment One UK Limited в ноябре—декабре 2019 года собрала «урожай» с 41 индивидуального предпринимателя (средний иск 50 000 ₽) и покатилась дальше.
Одновременно масштабные кампании в арбитражных судах всей стране проводят еще с десяток правообладателей, у которых есть компетентные представители в России. По чистой случайности всплеск активности защитников исключительных имущественных прав иностранных брендов в России совпал по времени с кампанией по обязательной маркировке товаров, которая избавит продавцов от рисков продажи контрафакта.
Например, предложение об обязательной цифровой маркировке детских игрушек 11 августа отправил в Минпромторг и Минздрав России депутат Госдумы Виктор Зубарев (Единая Россия).
По подсчетам аналитического «Тиар-Центра», тотальная маркировка всех товаров только в непродовольственном секторе может вернуть в бюджет 533 млрд ₽ НДС, недополученного от нелегального оборота. Сам оборот этого рынка эксперты оценивают в 5,2 трлн ₽ в год.