С началом спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины, отечественная финансовая система подверглась серьезному давлению. Помимо рыночных факторов, негативное влияние оказывает санкционная политика зарубежных стран. Что в текущих условиях делать российским инвесторам? Эти и другие злободневные вопросы финансовый обозреватель BankNN Кирилл Малышкин обсудил с руководителем нижегородской брокерской компании «Управление частным капиталом» Яной Конюховой.
— Яна, начнем с того, что кризисы финансовой системы случаются с определенной регулярностью. Однако текущая ситуация выглядит из ряда вон выходящей. Требует ли ее специфика особых действий на рынке?
— Я считаю ситуацию нестандартной. Предыдущий кризис, с которым мы все столкнулись, был связан с пандемией, и весь мир боролся с этой угрозой. Сейчас же в острую стадию вступил затяжной конфликт, длящийся с 2014 года. Поэтому если инвестор уже находится в позициях, лучшим решением для него будет не делать резких движений. Если в первый день спецоперации падение индексов на бирже в моменте превышало 40%, то на следующий день ситуация была обратная — рост около 30%. Поэтому решение переждать эту бурю на рынке действительно может спасти активы клиентов.
Фиксация убытков или хаотичная скупка доллара в такой ситуации может оказаться заведомо убыточным вариантом. Паника из-за неожиданности, на фоне которой и формируются экстремальные значения валютных курсов и других котировок, может очень быстро сойти на нет.
Для тех же граждан, которые планируют начать инвестирование, сейчас может формироваться интересный момент для входа в позиции. Уже можно открыть счет, внести средства и определить пул перспективных бумаг. Ни в коем случае не стоит сразу приобретать ценные бумаги на все имеющиеся средства! Однако постепенный вход в позиции на текущих уровнях может стать перспективным направлением.
— Что можно посоветовать тем людям, которые использовали заемные средства брокера и находятся, наверное, в самой уязвимой позиции?
— Это наиболее сложная ситуация для инвесторов. При возможности, не фиксировать убытки — самое лучшее. Однако кто-то, безусловно, получит принудительное закрытие позиций. Ожидания рынка никак не закладывали проведение спецоперации. Однако грамотное инвестирование предполагает несколько сценариев.
Например, формируя стратегии по нашим портфелям, мы рассматривали три стратегии. От оптимистичной, когда все договорятся, до негативной — когда дойдет до реальных боевых действий.
— Уже в декабре, при первых падениях бумаг отечественных эмитентов, можно было видеть, что реализация военного сценария приведет к колоссальным последствиям для отечественного фондового сектора. И вот мы увидели крупнейший обвал за историю торгов в России…
— Да, такого не было за всю историю. Причем рекордные движения 2021 года и приток новых денег на рынок сформировали такую ситуацию, когда при невозможности выкупить просадку на рынке, падение только усиливается. Это мы и наблюдали 24 февраля. А ведь упасть на 30% и отрасти аналогично - не одно и то же, так как базы разные. Чтобы вернуться к исходным значениям, рост котировок должен произойти уже на уровне выше 40%.
У людей есть страх — если за день случилось такое падение, то что же будет дальше? Поэтому, даже если рациональное мышление подсказывает хорошую возможность для входа, опасения и оценка рисков очень высокие.
— Если обратиться к санкциям, то многие из них звучат гораздо страшнее, чем они опасны в реальности. Получается, неопределенность — главный триггер обвалов?
— Рынок живет ожиданиями — как то или иное событие будет развиваться. Когда появляется ясность, в каком направлении реализуется сценарий, рынок уже и двигается более логично и рационально.
Экономики в текущих условиях слишком взаимосвязаны, и любое давление на другую страну может привести к ущербу для себя. Поэтому страны Запада в своей санкционной политике, прежде всего, ищут возможности нанесения максимального урона России при минимальных рисках.
Россия слишком сильно интегрирована в мировую экономику. На нашу страну приходится около 20% мирового экспорта пшеницы. Никель, палладий… Далеко не только нефтегазовый сектор определяет нашу экономику в мировом масштабе.
— Как людям в текущих условиях сохранить и преумножить капитал?
— Если говорить про консервативных клиентов, то облигационный портфель — действительно хороший вариант. Ставки по депозиту можно обогнать на несколько процентов. В свете подъема ключевой ставки, доходность может быть беспрецедентной. Более защищены короткие дюрации.
Если говорить о более агрессивных историях, то многие «голубые фишки» аномально дешевы. При этом потенциал роста их прибыли может даже превзойти высокие темпы инфляции, которые мы явно увидим в текущем году.
В нынешних условиях, наверное, не самый лучший вариант брать валюту — она достаточно сильно взлетела. Главный посыл — внутреннее наполнение портфеля должно быть разным как по инструментам, так и по валюте. Облигации хороши своей ликвидностью.
— В завершение расскажите о вашей компании?
— Компания «Управление частным капиталом» сегодня является единственным нижегородским брокером, который имеет лицензию ЦБ РФ. Большое значение для нас имеет наполнение портфеля клиента, даже если он размещает в компании не все свои средства. Приоритетом становится именно польза для клиента в части управления капиталом, его сохранности и преумножения.
Среди продуктов — консервативная стратегия по облигациям. Причем там очень большая диверсификация по странам. К примечательным продуктам компании относится стратегия VR-будущее. Все, что связано с метавселенными, искусственным интеллектом, киберспортом, нанотехнологиями. По всем стратегиям возможно пополнение и частичный вывод средств.
В компании работают профессионалы, имеющие стаж по 10–25 лет на рынке. Работа ведется над расширением рынков. Одно из ключевых преимуществ нашей компании для нижегородцев — головной офис находится здесь. В личном диалоге мы можем вырабатывать самые интересные и перспективные инвестиционные решения, которые так актуальны в это непростое время.