С начала 2010 года банки начали активно предлагать программы кредитования корпоративного сектора, приостановленные на время кризиса. Как разобраться в многообразии и выбрать для своего бизнеса качественного, надежного партнера - проводника финансовых услуг в сложных экономических перипетиях? Об этом в гостях у портала banknn мы беседуем с управляющим Нижегородским филиалом Московского банка реконструкции и развития (МБРР) Шанцевой Татьяной Владимировной.
Banknn.ru: Расскажите о ситуации на рынке корпоративного кредитования?
Т. Шанцева: На сегодняшний день ввиду ранее действовавших дестабилизационных факторов в экономике России и остального мира есть огромная потребность в финансах, как у корпоративного сектора, так и у физических лиц. В свою очередь, активные действия правительства по поддержанию экономики и регулятивные меры ЦБ РФ косвенно провоцируют выжидательную позицию бизнеса. Получается замкнутый круг – средства на развитие нужны, но многие ждут, когда они станут дешевле и не торопятся обращаться за кредитами. Более того, уязвимость финансовой системы страны перед лицом кризиса скорректировала и подход банков к заемщикам. Он стал более жестким. Тем не менее, с началом 2010 года рекламные сообщения банков все больше стали меняться в пользу кредитования бизнеса. С другой стороны, рынок оказался не совсем готов к новому уровню требований со стороны банков, что породило другую проблему – банки готовы выдавать средства заемщикам, но для большинства они не доступны.
Banknn.ru: Как в подобной ситуации МБРР планирует свое развитие?
Т. Шанцева: В первую очередь, мы делаем ставку на гибкость условий и уникальность каждой конкретной ситуации! Другими словами – это индивидуальный подход к конкретному предприятию. Причем гибкость выражается не только в сроках и сумме кредита, но и в процентной ставке! МБРР заинтересован в долгосрочных партнерских отношениях и всестороннем развитии своих клиентов. Если клиент растет, достигает новых высот в бизнесе – это означает, что банк движется в правильном направлении! Подобная философия гибкости дает нам определенные преимущества перед работающими шаблонно конкурентами.
Banknn.ru: Вы затронули вопрос конкуренции. С кем приходится конкурировать?
Т. Шанцева: Уровень конкуренции среди банков Нижегородской области традиционно является очень высоким практически по всем направлениям независимо от сектора. Здесь нельзя списывать кого-либо из участников рынка со счетов, будь то региональный банк или крупная федеральная структура. Главное, что мы относимся к этому положительно. Конкурентная борьба добавляет нам мотивации и энергии для качественных изменений.
Banknn.ru: Расскажите о программах кредитования, которые сейчас действуют в МБРР?
Т. Шанцева: На данный момент в банке можно оформить различные виды кредитования: это кредиты на пополнение оборотных средств, овердрафт, банковские гарантии и многое другое. Как уже было сказано выше, условия по кредитным продуктам достаточно гибкие, что позволяет банку подстраиваться под бизнес клиента, а не наоборот. Клиент платит только процент за пользование кредитом, никаких скрытых комиссий в наших продуктах нет. Благодаря этому между банком и клиентом выстраиваются прозрачные отношения и политика абсолютной информационной открытости.
Banknn.ru: На какую аудиторию заемщиков Вы рассчитываете в первую очередь?
Т. Шанцева: МБРР заинтересован в привлечении клиентов среднего и крупного бизнеса. Мы работаем практически со всеми рыночными сегментами, ориентируясь на общее состояние отрасли и индивидуальные показатели деятельности каждого потенциального заемщика.
Banknn.ru: Как МБРР подходит к оценке потенциальных заемщиков?
Т. Шанцева: Лейтмотивом нашего разговора сегодня является гибкость подхода МБРР к работе с клиентами. Оценка также носит индивидуальный характер с поправками на особенности бизнеса потенциального клиента. Параметры оценки зависят от сферы бизнеса клиента и продукта, который он выбрал. Однако для нас важны такие элементы, как обеспечение по кредиту, наличие источников погашения кредита и перспективы бизнеса клиента на рынке.
Banknn.ru: В период кризиса многие предприятия столкнулись с финансовыми трудностями. Существуют ли в МБРР какие-либо инструменты работы с проблемами клиентов?
Т. Шанцева: Мы очень плотно работаем с нашими клиентами. Под каждый конкретный случай мы готовим план реструктуризации с учетом реальных возможностей клиента. Это также является неотъемлемой этикой партнерских отношений между МБРР и клиентом. Банк заинтересован, чтобы бизнес клиента развивался, а не буксовал от излишней бюрократизации финансовых институтов.
Banknn.ru: Какие еще услуги МБРР готов предложить корпоративным клиентам?
Т. Шанцева: Наш банк предлагает целый спектр услуг, наиболее интересными для корпоративного сектора являются такие услуги, как расчетно-кассовое обслуживание с персональным менеджером, эквайринг, начисление и выплата процентов на остаток по счету и зарплатный проект с возможностью кредитования сотрудников предприятия. Процентная ставка в таком случае будет ниже среднерыночной!
Banknn.ru: Каковы планы МБРР на 2010 год?
Т. Шанцева: Мы активно следим за происходящими в стране и мире изменениями, и варьируем свою политику, следуя общемировым трендам. В 2010 году мы планируем расширить территорию присутствия банка в Нижегородском регионе, открыв новые офисы. Мы активно развиваем банкоматную сеть банка с учетом специфики местонахождения наших клиентов. Развиваем дистанционные услуги, такие как Интернет-банкинг и SMS-Банко-Инфо, предоставляя клиентам большую свободу коммуницирования с банком.
Справка о МБРР
Капитал (с учетом доли миноритарных акционеров) – 12 767 829 тыс. руб.
По состоянию на начало 2010 года Банк представлен в Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. Банковская группа «МБРР» присутствует в 34 регионах России.