Нижний Новгород
25 ноября
USD ЦБ
102,58 +1,90
EUR ЦБ
107,43 +1,35
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
8 789,88 +242,61
18+

Точка зрения

04.07.2016
0

Автор исследования: Наталия Орлова, главный экономист

Из-за снижения ВВП на 0,8% г/г в мае риски рецессии в 2П16 сильнее, чем можно было ожидать. Снижение ВВП на 1,2% в 1К16 и на 0,7% г/г в апреле создали позитивные ожидания роста в 2П16. Тем не менее, в мае экономический тренд внезапно ухудшился - строительство снизилось на 9% г/г, оборот розничной торговли – на 6,1% г/г: обе цифры оказались гораздо ниже нашей оценки и консенсус-прогноза. За 5М16 ВВП снизился на 1% г/г, и риски рецессии в 2П16 сейчас выше, чем можно было ожидать, исходя из результатов за 1К16.

Слабая статистика за май оказалась сюрпризом, учитывая снижение безработицы и продолжающийся рост зарплат. Слабая статистика за май оказалась сюрпризом, учитывая продолжающееся снижение безработицы с максимума 6% в марте до 5,6% при по-прежнему сильном росте номинальных зарплат на 6,2% г/г в мае и на 7,1% г/г за 5М16. Кроме того, в мае ЦБ не менял ключевую ставку, а средняя цена на нефть выросла с $44/барр. в апреле до $48/барр. в мае. Бюджетная политика смягчалась: после снижения расходов на 12% г/г в 1К16, за 5М16 они снизились всего на 3% г/г при росте пенсий и социальных выплат на 22% г/г за отчетный период.

Снижение долговой нагрузки стало проблемой. Одной из причин, стоящей за слабыми результатами за май, является начавшееся с апреля снижение долговой нагрузки. Рост корпоративных кредитов, который составил 5-6% (с очисткой от эффекта валютной переоценки) в 2015 г., замедлился до 1,7% г/г в мае: по нашей оценке, кредиты в рублях не изменились с начала года, однако корпоративные кредиты в валюте снизились на 7% с начала года. Складывается впечатление, что компании использовали улучшение ситуации, чтобы сократить долг вместо того, чтобы нарастить инвестиции. Слабой остается и динамика розничного кредитования – оно все еще демонстрируют снижение на 2% г/г. Хотя в номинальном выражении спад на этом рынке остановился с марта, по сути за этим стоит восстановление ипотечного сегмента (где лидируют госбанки), тогда как неипотечные сегменты все еще не достигли дна. Таким образом, в целом кредитование не является основой экономического роста, что ограничивает темпы восстановления в отличие от опыта 2010 г.

Повышение требований по обязательным резервам и жесткий проект бюджета 2017-2019 гг. негативно повлияли на настроение. Проблемой, на наш взгляд, является то, что недавний поток новостей не поддерживает настроения в бизнесе. Во-первых, снижение ключевой ставки с 11% до 10,5% на заседании ЦБ 10 июня было нейтрализовано решением монетарных властей повысить с 1 августа требования по обязательным резервам на 0,75 п.п. Этот шаг позволит стерилизовать 100 млрд руб. в фонд обязательных резервов, однако одновременно потребует от банков увеличения их средних остатков на корреспондентских счетах еще на 200 млрд руб. Эта мера предотвратит дальнейшее снижение процентных ставок в экономике. Во-вторых, объявленный предварительный проект бюджета на ближайшие три года предусматривает заморозку расходов в номинальном выражении на уровне, который на 3% ниже плана по расходам на этот год. Учитывая, что жесткая бюджетная политика не сочеталась с параллельным проведением реформ, это приведет всего лишь к замедлению роста и, следовательно, крайне негативно с точки зрения дальнейших перспектив. Если намерение заморозить бюджетные расходы подтвердится в ближайший месяц, мы вынуждены будем понизить свой прогноз роста ВВП на 2017 г. с нынешних 2,5% до 0,5% г/г.

Все внимание на макростатистику за июнь и на проект бюджета 2017 г. Не исключено, что за слабыми цифрами за май стоят продолжительные майские праздники, и, следовательно, слабые результаты за май – явление разовое; в этом контексте особую важность обретает статистика за июнь-июль. Мы ожидаем, что в июне ВВП снизится на 0,5% г/г. В июле все внимание, вероятно, будет обращено на прояснение плана по расходам 2017 г., который крайне важен с точки зрения экономического роста. Формула российского роста, судя по всему, проста – рост бюджетных расходов будет стимулировать экономическую активность, заморозка же расходов будет означать отсутствие роста.