Российские технологические гиганты — Ozon, «Яндекс» и Wildberries — через свои финансовые подразделения (Ozon Банк, Яндекс Банк и Вайлдберриз Банк) по итогам 2024 года эмитировали 57 млн электронных кошельков и банковских карт. По данным отчета исследовательской компании Frank RG, этот показатель превышает аналогичные цифры 2023 года в 2,3 раза, сообщает

Исследователи предполагают, что к концу 2025 года общее количество выпущенных этими банками платежных инструментов может достигнуть отметки в 86 млн единиц. Такая динамика объясняется стремительным ростом сектора IT-банков, который опережает средние темпы развития банковского рынка в целом.
Большинство выпускаемых продуктов — это электронные кошельки, а не традиционные пластиковые карты. Электронные кошельки позволяют совершать платежи, но ограничивают возможность перевода денежных средств между пользователями. Кроме того, средства на таких кошельках не застрахованы государственной системой страхования вкладов. Для открытия электронного кошелька достаточно пройти упрощенную процедуру идентификации, предоставив минимальные личные данные, тогда как полноценная идентификация требует личного визита в офис компании.
Согласно отчету Frank RG, по состоянию на конец 2024 года активные «карты» IT-банков занимали 17% рынка платежных услуг, увеличив свою долю на 60% за последний год. Доля этих банков на рынке потребительских кредитов достигла 4,7%, показав прирост более чем на 50% по сравнению с предыдущим годом. Остатки на счетах физических лиц в банках IT-компаний составили 0,5%, продемонстрировав годовой рост в 300%.
Осенью 2024 года представители Банка России отметили, что IT-банки Ozon, «Яндекса» и Wildberries захватили 40% рынка электронных денег, что в 20 раз больше доли, которой они обладали три года назад. Это вызывает беспокойство среди традиционных финансовых учреждений, столкнувшихся с усиливающейся конкуренцией со стороны технологических компаний.
Ранее мы сообщали, что российский рынок микрозаймов показал значительный рост в 2024 году, увеличившись на 41% до 624 млрд рублей. Это стало историческим максимумом с момента начала раскрытия статистики в 2015 году. Одной из главных причин увеличения объемов кредитования, по мнению регулятора, стало повышение потребительского спроса, а также активное использование марктеплейсов для покупок товаров.