По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), основные риски антироссийских санкций могут реализоваться в третьем-четвертом квартале 2022 года, сообщает РБК. Среди основных факторов влияния на экономику эксперты ЦМАКП называют состояние платежного баланса и масштаб восстановления внешнеторговой активности (экспорта и импорта).
На текущий момент платежный баланс формируется за счет резкого сокращения физического объема экспорта. Переадресовать прежний объем поставок энергоносителей на другие направления пока не получается. Взлетевшие цены на металлы и углеводородное сырье — еще один поток платежного баланса. Однако в последнее время их стоимость уже начала падать, и, по словам руководителя направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрия Белоусова, зарубежные партнеры будут делать все возможное для того, чтобы снизить их как можно сильнее — и для собственного выживания, и чтобы создать проблемы России.
В 2022-2023 годах произойдет масштабное снижение экспорта, прогнозируют в организации. Вывоз машин и оборудования в недружественные страны сократится в физическом выражении на 50-80% и на 10-20% — на прочие рынки, экспорт угля с учетом энергоперехода снизится на 10-40% в зависимости от направления, нефти и нефтепродуктов — на 5-20%, а газа — на 5-10%. Аналогичные эффекты ожидаются на рынках черных и цветных металлов, а также удобрений, следует из документа.
Импорт сможет восстановиться быстрее экспорта, считают в ЦМАКП. В этом отношении существует риск, что из-за сложных логистических цепочек критически важного сырья, российские производители не сумеют быстро адаптироваться и «освоить» расширяющееся пространство внутреннего спроса. В этом случае оно неизбежно начнет заполняться ввозом готовой продукции, что грозит углублением экономического спада, считают в ведомстве. На сегодня эксперты компании предсказывают сжатие ввоза инвестиционных товаров в натуральном выражении на 10-80% (в зависимости от направления). Также экономисты ожидают обвала импорта услуг на 25-80%.
Кроме того, может возникнуть риск «импорта инфляции» с продовольственных и сырьевых рынков. Это случится при частичном открытии рынков, которое приведет к наложению «импорта инфляции» на вероятное ослабление рубля и расширение спроса, говорится в докладе ЦМАКП.
Что касается рынка труда, то по прогнозам ЦМАКП здесь очень скоро настанет дилемма: либо государство субсидирует сохранение рабочих мест, либо компании начнут массовое сокращение. О напряженности на рынке труда уже сообщал министр труда и социальной защиты Антон Котяков в июне. Хотя в мае уровень безработицы в России достиг исторического минимума — 3,9%.
Вместе с тем, эксперты подчеркивают, что это только прогнозы выстроенные на гипотезах и представлениях о том, как устроена мировая экономика. России удалось пройти второй квартал текущего года с более благоприятными результатами, нежели прогнозировали специалисты. Однако, нельзя не учитывать названные потенциальные риски.