Нижний Новгород
24 ноября
USD ЦБ
102,58 +1,90
EUR ЦБ
107,43 +1,35
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
8 789,88 +242,61
18+

Прогнозы развития потребительского кредитования на 2009 год

19.01.2009
0

Сегодня ситуация на рынке потребительского кредитования напоминает спор между оптимистом и пессимистом из анекдотов: мы можем выбрать между мнениями аналитиков «хуже не бывает» и «еще как бывает».


Прогнозы о развитии сектора "потребов" в 2009 году делятся на две части: прогнозы относительно первого полугодия и те, что касаются периода с июля по декабрь. В первом полугодии, которое, собственно, уже началось, аналитики единодушно предсказывают спад объемов кредитования населения.

Эксперты видят три главные причины сложившегося положения: во-первых, ухудшение платежеспособности населения страны, во-вторых, неблагоприятные макроэкономические факторы, в-третьих, "заградительные меры" самих банков. Падение платежеспособности населения вызвано резким сокращением рабочих мест, приостановкой роста зарплат, снижением темпов производства и потребления. Рынок труда в нашей стране очень болезненно закончил 2008 год, но пик безработицы еще впереди: основной удар придется на март-апрель 2009 года. В таких условиях люди просто не захотят вгонять себя в долговую кабалу ни с какими кредитами.

Тенденцию ухудшения платежеспособности потенциальных заемщиков в связи со снижением уровня зарплат комментирует Павел Ильин, вице-президент Собинбанка: "Если раньше банки могли принять на себя определенные риски, связанные с такого рода критериями, то теперь они будут менее охотно идти на такой шаг".

Второй упомянутый фактор – ухудшение макроэкономических условий – не зависит ни от конкретных заемщиков, ни от отдельных банков, а является результатом общего снижения темпов развития мировой экономики в условиях глобального финансового кризиса. Третий фактор уменьшения общей доли "потребов" на рынке кредитования – это ужесточение требований к заемщикам от самих банков. В начавшемся году он также негативно скажется на этом сегменте продуктовой линейки банков. В условиях нестабильности все кредитные организации делают акцент не на количестве выданных кредитов, а на качестве потенциальных заемщиков.

Основная тенденция начавшегося года – максимальное снижение рисков – останется ведущей мотивацией всех игроков банковской сферы. "Сейчас кредитные организации идут не по пути наращивания кредитного портфеля, а по пути минимизации рисков, – подтверждает Павел Ильин. – В частности, ряд банков установили порог первоначального взноса, подняли процентные ставки по кредитам. Также были пересмотрены правила оценки платежеспособности заемщика: например, для кредитора важно, чтобы доход заемщика был подтвержден официально. Корректировка требований к заемщикам вызвана желанием кредитных организаций повысить качество своего кредитного портфеля в целях недопущения невозвратов, т.е. направлена на повышение финансовой устойчивости кредитора".

Таким образом, перспективы первого полугодия выглядят неутешительно. Но предупрежден – значит вооружен: лучше знать правду и готовиться к худшему, чем пребывать в счастливом неведении.

В прогнозах на второе полугодие 2009 года аналитики расходятся. Негативные оценки становятся более сдержанными, а ряд экспертов вообще ожидают некоторого роста. "В краткосрочной перспективе мы увидим сокращение объемов потребительского кредитования и, как следствие, замедление его роста", – считает Андрей Степаненко, член правления Райффайзенбанка, руководитель дирекции обслуживания физических лиц. Оптимистические же оценки развития рынка "потребов" в конце 2009 года связаны с очевидной необходимостью этого вида кредитов. Людям всегда нужны будут деньги, и долгий режим экономии все равно не исключает привлечения средств извне. К тому же полгода – достаточный срок для того, чтобы приспособиться к новым требованиям банков, снова найти потерянную работу с возможностью предоставления официальных справок о зарплате и прохождении испытательного срока.

"В 2009 году потребительское кредитование будет еще более востребовано у населения, – считает Виктор Афонин, директор департамента маркетинга "Фосборн Хоум". – Банки продолжат программы краткосрочного кредитования и при первых признаках стабилизации будут пытаться расширить пул потенциальных заемщиков путем снижения ставок и отмены искусственно созданных сегодня ограничений в виде завышенных требований к клиентам". Основные игроки этого сегмента банковской деятельности будут стремиться сохранить лидирующее положение на рынке кредитования, и, безусловно, постараются использовать кризис в своих целях.

Основная борьба за заемщика между ними как раз может развернуться во второй половине 2009 года. Когда ставки у всех повышены и требования ужесточены, для увеличения прибыли придется совершать какие-то нетрадиционные шаги, чтобы привлечь клиентов. "Мы полагаем, что в условиях растущей конкуренции на рынке розничного кредитования основные игроки будут стремиться сохранить ставки по большинству продуктов на текущем уровне, – считает Дмитрий Вечканов, директор департамента розничных продуктов и маркетинга дирекции розничного бизнеса Росбанка. – Некоторое повышение ставок можно ожидать в сегменте продуктов с низкой доходностью для банков, таких как автокредиты или ипотека". Таким образом, основной удар сместится на соседние сегменты кредитования, а это значит, что оформлять "потреб" для приобретения, например, авто простым заемщикам станет выгоднее, чем покупать машину по программе того же банка.

Источник: www.credit.ru