Затяжные майские праздники не позволили большинству россиян прочувствовать весь драматизм ситуации, сложившейся в эти дни в финансовой системе Европы. Между тем происходящее в Старом Свете вполне могло бы претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса как спекуляция континентального масштаба. Накануне экстренной встречи глав европейских минфинов, состоявшейся в ночь с воскресенья на понедельник, финансовым спекулянтам удалось рекордно обвалить ведущие фондовые индексы, мировой рынок нефти, а главное – курс единой европейской валюты.
Напомним, что для предотвращения дефолта Греции и недопущения распространения "греческой болезни" на Испанию, Португалию и ряд других стран, входящих в зону евро, министры финансов стран ЕС приняли решение о создании специального фонда в ?750 млрд, или почти в триллион долларов. Доля Евросоюза, представленная в виде кредитов и гарантий, составит ?440 миллиардов. Еще 60 млрд предоставит Еврокомиссия. Остальные ?250 млрд будут внесены МВФ. "Мы находимся сегодня в исключительных обстоятельствах, и механизм будет функционировать столько, сколько необходимо для обеспечения финансовой стабильности", - говорится в заявлении министров по итогам заседания глав минфинов.
Как и следовало ожидать, решение о беспрецедентных мерах по оказанию помощи европейским странам, спровоцировали вторую и на сей раз обратную спекулятивную волну. В понедельник рост некоторых европейских индексов составил порядка 10%, а курс евро на время достиг отметки $1,3 за ?1. Таким образом, операция по спасению европейских экономик и евро обернулась невиданных масштабов спекуляциями, что не может не вызывать беспокойства.
Напомним, что именно действия рыночных спекулянтов рассматривались главами европейских минфинов как один из основных рисков, нависших над странами зоны евро. Однако принятый ими "спасительный пакет" не включает в себя каких-либо мер, направленных на предотвращение раскачивания рынка спекулянтами.
Говорить о пресечении европейского кризиса и купировании "греческой болезни", несмотря на эйфорию, порожденную решением европейских министров финансов, пока нет никаких оснований. А это означает, что угроза дефолта Греции и ряда других стран, чреватая самыми непредсказуемыми перспективами для евро и способная спровоцировать вторую волну глобального кризиса, по-прежнему существует. Судьба экономики Европы и ее единой валюты по-прежнему висит на волоске из-за угрозы новых спекулятивных раскачиваний рынков. Заявленные огромные масштабы помощи, которая, в случае сохранения нестабильности, неизбежно окажется на финансовом рынке, рассматриваются спекулянтами как желанная добыча.
Другим не менее серьезным риском остается положение дел в самих проблемных странах. Последние события в Греции показали, что население этой страны не готово мириться со снижением расходов бюджета, предпринимаемым правительством. В то же время, именно эти меры являются главным условием предоставления внешней помощи, без которой невозможно спасение ситуации не только в самой Греции, но и во всем ЕС.
Учитывая склонность греков к активному социальному протесту, позиция греческих властей выглядит крайне затруднительной. С одной стороны, они связаны обязательствами сокращения расходов, с другой на них оказывается жесточайшее давление со стороны собственного населения. Это означает, что все предпринимаемые ЕС меры могут пойти прахом в случае социального взрыва в Греции. Желание греков, несмотря на кризис, получать, мягко говоря, не заработанные тринадцатые и четырнадцатые зарплаты чреваты серьезными проблемами, причем на этот раз уже для всей Европы.
Впрочем, обвинять во всем одну лишь Грецию не совсем справедливо. Не менее взрывоопасными в финансовом отношении остаются Испания и Португалия - им также может потребоваться экстренная помощь. С созданием фонда это будет по силам еврозоне, однако есть подозрение, что колоссальные денежные вливания не помогут исправить ситуацию на юге Европы, а только увеличат финансовые диспропорции в ЕС. А главный конфуз заключается в том, что именно Испания сейчас является страной-председателем Евросоюза.
Казалось бы, Испания находится в куда лучшем положении, чем Греция, так как накопила гораздо меньший в процентном отношении к ВВП государственный долг: немногим более 50% (у Греции – 125%). А ее бюджет до кризиса вообще был бездефицитным. Однако в конце апреля рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило кредитный рейтинг Испании на один уровень - с АА+ до АА - и сохранило негативный прогноз. А еще в начале года известный экономист Нуриэль Рубини, раньше других предсказавший проблемы на рынке недвижимости США и глобальный кризис, заявил, что именно финансовая ситуация в Испании представляет основную угрозу для единства Европейского валютного союза. Он вообще предрек распад еврозоны, а следовательно, Испания, по его логике, рано или поздно сыграет свою роковую роль в судьбе европейской валюты.
Действительно, нынешние параметры испанского бюджета не могут не вызывать опасений: в прошлом году его дефицит достиг 11,2% ВВП, не сильно уступая греческому (13,6%). Согласно прогнозам европейского статистического агентства Евростат, опубликованным на прошлой неделе, в ближайшее время этот показатель у Испании улучшится незначительно: в 2010 г. он составит 9,8%, а в 2011 г. - 8,8%.
Однако даже не бюджетный дефицит послужил причиной снижения суверенного кредитного рейтинга страны. Аналитики Standard & Poor's прогнозируют, что "реальный рост ВВП Испании в 2010 - 2016 гг. будет составлять, в среднем, 0,7% ежегодно, что ниже по сравнению с прежними ожиданиями 1% ежегодно в течение этого периода". Они подчеркнули, что именно ухудшение прогнозов по экономическому росту стало причиной понижения рейтинга.
Беда в том, что в Испании вероятен "продолжительный период ослабленного роста", это ставит под угрозу реализацию политики Мадрида по сокращению бюджетного дефицита, а значит, вырастет и госдолг. Ситуация на рынке труда подтверждает эти оценки: уровень безработицы в Испании в первом квартале 2010 г. достиг 20,05% (без работы оказались около 4,6 миллиона человек), что стало рекордом за последние 13 лет. Причем среди молодежи уже 45% безработных. В этом контексте последний прогноз Евростата только добавил негатива: агентство прогнозирует, что в 2010 г. в испанской экономике продолжится спад, который составит 0,4% ВВП (в прошлом году он достиг -3,6% ВВП) и только в 2011 г. возможен рост на 0,8%.
Правда, комментируя оценки Евростата, еврокомиссар по вопросам экономики Олли Рен заявил, что экономическая ситуация в Испании постепенно улучшается и "нет необходимости предлагать финансовую помощь". На деле все может обернуться прямо противоположным образом. Официальное подтверждение продолжающейся рецессии может подвигнуть рейтинговые агентства к дальнейшему снижению странового рейтинга Испании, вследствие чего ей станет труднее занимать средства для финансирования своего по-прежнему огромного бюджетного дефицита. А дальше – все по греческому сценарию...
Есть и еще одна проблема, возможно, пострашнее бюджетного дефицита. Как отмечает The New York Times, суммарный дефицит счета текущих операций и госбюджета Испании является вторым по величине в мире, уступая только аналогичному показателю Исландии. Это значит, что из страны в катастрофических масштабах утекают деньги, а долги в таких же масштабах растут. Суммарный долг Испании (государственный и частный) достиг фантастической отметки в 342% ВПП ($4,9 триллиона). Это больше, чем в любой из развитых стран, кроме Японии и Великобритании.
Как же Испания дошла до жизни такой? Как всегда, недвижимость виновата: в предкризисные годы в этом секторе наблюдался настоящий бум, в немалой степени вызванный притоком средств из-за рубежа (многим захотелось приобрести жилье в солнечной Испании). В результате образовался "пузырь", в соотношении с масштабами экономики даже более крупный, чем в США. Труд в стране оказался переоцененным, а воодушевленные испанские граждане и компании на радостях нахватали кредитов. Однако в годину кризиса "пузырь" недвижимости, естественно, лопнул, чрезмерно дорогая рабочая сила подверглась массовым сокращениям, возвращать долги стало проблематично. Доля просроченной задолженности в испанских банках уже достигла 5%. Правительство стремилось любой ценой поддержать своих граждан и экономику: когда кризис был уже в разгаре, вводились новые социальные пособия, организовывались общественные работы. Все это привело лишь к разрастанию бюджетной дыры и не смогло предотвратить рецессию. Теперь бы самое время девальвировать национальную валюту, но ее у Испании нет.
Эксперты опасаются, что в таких условиях, да еще и при тенденции к снижению суверенного рейтинга, финансовый рынок может просто потерять интерес к Испании. И где тогда ей взять деньги на покрытие бюджетного дефицита, обслуживание долгов и перекредитование? Казалось бы, теперь странам еврозоны можно не заморачиваться, а сразу воспользоваться новым стабилизационным механизмом. Но к чему это приведет? Греция и Португалия производят суммарно менее 5% ВВП еврозоны. Испания, производящая почти 12% ВВП валютного союза – это уже совсем другой порядок цифр. Если программа помощи маленькой Греции составила ?110 млрд, то сколько может понадобиться Испании? Уже в этом году ей придется выплатить по долгам ?225 млрд – сумму, сравнимую с размерами всей греческой экономики. И если дела пойдут совсем плохо, то Испания с Грецией сразу же "съедят" почти половину тех средств, на которые рассчитан новый стабилизационный механизм ЕС. А ведь на очереди еще, как минимум, Португалия и Ирландия.
Конечно, эта помощь закроет образовавшуюся дыру в испанском бюджете, но как возродить интерес инвесторов? Ведь долги страны резко возрастут, увеличатся расходы по их обслуживанию, а значит, и нагрузка на бюджет. В этих условиях Мадриду будет еще сложнее стимулировать экономическую активность и приток инвестиций в страну. В итоге потребуются новые порции помощи. Таким образом, Испания может стать просто большой обузой для еврозоны.
Поэтому, несмотря на создание грандиозного стабилизационного механизма, сценарий распада еврозоны по-прежнему не исключен. Если дела на Пиренейском полуострове пойдут совсем плохо, то его попросту отрежут от материкового валютного союза, быстренько разработав необходимые для этого механизмы и процедуры. Возможно, для исключаемых стран это было бы даже благом, но вот для еврозоны – едва ли. Доверие мировой финансовой системы к евро может быть серьезно подорвано.
С.СЕРЕБРОВ, А.МИЛОВЗОРОВ
Источник: utro.ru