Нижний Новгород
28 февраля
USD ЦБ
88,26 +0,56
EUR ЦБ
91,57 -0,47
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
8 174,33 -5,08
18+

Закон встал на сторону заемщика

24.04.2013
0

23 апреля Госдума в I чтении приняла законопроект "О потребительском кредитовании", который урегулирует отношения между банками и заемщиками.

На принятие данного закона ушло несколько лет, первая редакция быда внесена на рассмотрение нижней палаты еще в 2008 году, но депутаты трижды отправляли законопроект на доработку.

Теперь банки обязаны предоставлять клиенту абсолютно всю информацию по кредиту: сумму, сроки погашения, процентные ставки, перечень услуг, предоставляемых заемщику за отдельную плату, размер неустойки в случае невозврата, лимит кредитования, возможность уступки кредита другому лицу, всего в перечень было включено 24 пункта. Важным моментом является обязанность банка предоставить заемщику проект договора еще до его заключения.

Полная стоимость кредита должна быть указана в правом верхнем углу. При нарушении этого требования заемщик вправе признать договор с банком недействительным через суд. При кредитовании через банковскую карту бывает достаточно сложно оценить точную стоимость займа. В таком случае кредитная организация должна указать предельную сумму выплат.

Важным новшеством можно считать то, что кредитор не имеет права в одностороннем порядке изменить условия кредитования. То есть потребитель не окажется в ситуации незаконного повышения ставок.

Если клиент оформил кредит на эмоциях и не испытывает в нем надобности, он может отказаться от него в течение 10 дней, а если этот кредит целевой - срок увеличивается до 30 дней. Также, клиент сможет досрочно вернуть займ без штрафных санкций. "Цель законопроекта — защитить заемщика, как слабую сторону, и защитить риски кредитных организаций, чтобы те понимали, каким клиентам стоит давать кредиты, а каким нет, учитывая возможность проигрыша в суде", — пояснил Аксаков.

Многие заемщики не могут выбраться из долговой ямы, так как вынуждены оплачивать пени и штрафы. Теперь же, если человек попал в сложную финансовую ситуацию, первостепенным является выплата самого кредита и процентов по нему, а потом уже пени и штрафы.

Кроме того, банк обязан оповестить клиента о возникновении просрочки в течение недели, а также ежемесячно предоставлять заемщику сведения о состоянии его счета и об остатке по кредиту.

Условия договора, как указано в принятом законопроекте, делятся на индивидуальные и общие. В общих запрещено навязывать клиенту дополнительные платные услуги. Индивидуальные условия согласовываются банком и заемщиком. Они могут отменять, дополнять или изменять общие условия.

По словам одного из авторов законопроекта, президента Ассоциации региональных банков России депутата Анатолия Аксакова, законопроект реализует идею паспорта потребительского кредитования, что поможет клиенту на этапе выбора банка для кредитования оценить варианты, представленные на рынке, и выбрать наиболее подходящий. Банк России установит единую для кредитных организаций форму предоставления информации в паспорт кредитования.

Поправки внесены также в Кодекс об административных правонарушениях и в закон о рекламе. Если банк сообщит клиенту неверную информацию, его обяжут выплатить штраф в размере 30 т.р., менеджер, предоставивший ошибочные данные, будет оштрафован на 4 тысячи. Если ложными окажутся данные заемщика, штраф будет равен сумме полученого кредита. К рекламе банковских услуг предъявляются новые требования: "Реклама потребительского кредита не должна создавать впечатления о том, что денежные средства передаются ему безвозмездно, и без условия будущего возврата денежных средств", — говорится в законопроекте.

Документ вступит в силу в течение 6 месяцев после его принятия.