Банк России пытается охладить рынок частных вкладов административными мерами. Последствия искусственного ограничения ставок по депозитам могут разочаровать регулятора.
В понедельник, 20 июля, ЦБ впервые опубликовал среднюю максимальную ставку по вкладам в десяти крупнейших российских банков. В первой декаде июля она составила 14,85% годовых.
Крупные банки не торопятся вслед за Сбербанком снижать ставки. Напротив, некоторые в июле их увеличили. Например, 6 июля поднял ставки по вкладам Альфа-Банк, в результате максимальная достигла 16,1% годовых в рублях.
ЦБ ограничивает ставки
На прошлой неделе первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян фактически запретил банкам с 1 августа предлагать ставки по вкладам выше 18%. В настоящее время у многих банков доходность по депозитам выше этого порога, а у некоторых даже превышает 20%.
Свою позицию регулятор объясняет довольно просто — в этом году ставка рефинансирования снижалась уже неоднократно (сейчас она составляет 11%), а значит, и банки должны предлагать своим клиентам более скромную доходность по вкладам. Тем не менее ставки по депозитам неуклонно растут. Этот парадокс объясняется тем, что деньги ЦБ не доходят не только до реальной экономики, но и до банков, которые не допущены к кредитам регулятора из-за своих высоких кредитных рисков. Деньги ЦБ, уходящие из банковской системы, финансовые институты пытаются замещать вкладами. Таким образом, запрет на повышение ставок лечит не проблему, а ее следствие.
Гонка ставок уже привела к ускоренному росту объемов вкладов на фоне сокращения активов и кредитных портфелей банков. Так, если за май рублевые вклады в банках выросли на 2,7%, то за июнь — на 4,8% (по данным 21 крупного банка, в том числе 9 из топ-10, за исключением Сбербанка). Причина — отсутствие для многих кредитных организаций других источников финансирования.
Следствия ограничения
К каким последствиям может привести ограничение ставок по вкладам?
Во-первых, оно создает ориентир, к которому могут подтягиваться и те банки, у которых ставки были ниже 18%. Во-вторых, «заградительные меры» регулятора могут привести к росту ставок по валютным вкладам — они, как правило, значительно ниже ставок по рублевым. Кроме того, популярность валютных депозитов может возрасти из-за усилившейся в июле дестабилизации рубля. Так как банки размещают преимущественно рублевые кредиты, то перекос в валютной структуре баланса приведет к росту их валютных рисков.
В-третьих, банки попытаются перехитрить регулятора: манипулируя условиями вклада, увеличить эффективную ставку, формально удерживая ставку в требуемых пределах. Например, уже используются программы «проценты вперед». Впрочем, способ этот не столь эффективен, ведь вкладчика надо привлечь рекламой, а ключевой момент в ней — ставка процента.
Наконец, дефицит вкладов, возникающий в результате ограничения ставок, может быть восполнен депозитами юрлиц. Гонка ставок здесь уже началась, некоторые банки предлагают их на уровне 18%.
Регулятор или регулировщик?
Административное регулирование цен (в том числе ставок) на конкурентном рынке — заведомо проигрышное мероприятие. Регулятор не должен превращаться в регулировщика. На рынке эффективны не запреты, а рыночные методы — например, рост нормы отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР), увеличение взносов в фонд страхования вкладов и их дифференциация в зависимости от ставки, валюты и рейтинга банка и т. п.
С 1 июля норма отчислений в ФОР была повышена с 1,5% до 2%, но эта мера оказалась явно недостаточной. Ажиотаж на рынке вкладов был бы снижен при смягчении уровня требований к банкам, допускаемым к беззалоговым аукционам. Что касается изменения правил отчисления средств в фонд страхования вкладов, то в АСВ уже не раз заявляли, что пока менять ничего не будут.
Банки адаптировались к существованию (а некоторые — к выживанию) во время кризиса. Важное направление адаптации — привлечение вкладов населения за счет гонки ставок по вкладам — создает повышенные риски в банковском секторе. Так как для многих банков вклады оказались основным источником фондирования, вокруг весьма скудных в условиях кризиса сбережений населения разворачивается настоящая битва. Банк России пытается охладить рынок вкладов как административными мерами, так и ростом нормы отчислений в фонд обязательных резервов, но пока безрезультатно.
Максим ОСАДЧИЙ, аналитик
Источник: Banki.ru