Среди способов извлечения максимальной выгоды от такого актива как дебиторская задолженность, есть в том числе факторинг. Но, к сожалению, не все готовы регулярно его использовать несмотря на то, что он позволяет пополнять оборотные средства, повышает комфорт планирования финансовых потоков и обеспечивает защиту от неплатежей дебиторов.
Причины этого нежелания могут быть разные: возможно, потребность в финансировании не является постоянной, поскольку отгрузки с отсрочкой в адрес покупателей не носят регулярного характера, или поставщик не допускает появления третьей стороны во взаимоотношениях с покупателями. Но даже при таких условиях есть возможность распорядиться своей дебиторкой так, чтобы она не отягощала бухгалтерский баланс, а приносила компании доход в виде реальных денег сразу после отгрузки товара. Пока, к сожалению, только за рубежом.
Зарубежный опыт
В 2011 году таким решением для малого и среднего бизнеса в США стала биржа дебиторской задолженности The Receivables Exchange http://recx.com/, открытая двумя опытными бизнесменами Ником Перкином (Nic Perkin) и Джастином Браунхиллом (Justin Brownhill) в сотрудничестве с одной из крупнейших Нью-Йоркских фондовых бирж.
Идея биржи зародилась еще в 2008 году, когда около 60% всех оборотных средств представителей МСП США были сосредоточены в дебиторке. Такое положение вещей существенного ограничивали возможности развития компаний, а, как следствие, и всей внутренней экономики страны. К тому же в отсутствие механизмов защиты, риск неполучения выручки превышал все допустимые границы.
Ник Перкин и Джастин Браунхилл создали систему, которая позволила поставщикам продавать свою дебиторскую задолженность инвесторам, в основном коммерческим банкам и факторинговым компаниям. Но не каждый поставщик мог воспользоваться данным сервисом: опыт работы не менее двух лет, определенный размер выручки, который должен быть подтвержден финансовой отчетностью компании, отсутствие задолженности перед своими поставщиками и кредиторами. В свою очередь, потенциальные инвесторы, которые покупают дебиторку, должны не только купить право доступа к системе, но еще и пройти финансовую проверку.
Сама же схема работы достаточно проста – поставщик выставляет определенный набор поставок в адрес конкретного покупателя, устанавливает минимальную цену, с учетом дисконта, за которую готов её продать, и ждет выгодных предложений. Несомненный плюс такой схемы: не нужно ждать оплаты от дебитора – деньги поставщик получает сразу, два – сделки совершаются очень быстро, не нужно проходить процесс одобрения в факторинговой компании, ждать установления лимита на покупателей, подписывать договор. В идеальных условиях с момента появления лота с дебиторской задолженностью на бирже до момента получения денег проходит от двух до 4 дней. В случае, если по окончании срока отсрочки дебитор не оплачивает поставку, сделка аннулируется, и поставщик обязуется вернуть деньги тому, кто купил оказавшуюся неликвидной дебиторку.
Согласно данным на официальном сайте биржи, за время своего существования компании провели сделки по продаже на сумму более чем 5.5 млрд. долл. США.
Европейская практика представлена компанией Marketinvoice (marketinvoice.com), которая работает на рынке Великобритании тоже с 2011 года.
Эта биржа дебиторской задолженности также предъявляет четкие требования к участникам торгов: компания - поставщик должна быть зарегистрирована на территории Великобритании или Ирландии, активно работать на рынке не менее полугода и иметь подтвержденный годовой оборот не менее 100 тыс. фунтов (около 10 млн. рублей или 150 тыс. долларов США). Помимо этого, для участия в бирже нужно пройти оценку финансового состояния и риск-менеджмента компании. Услуги биржи Marketinvoice доступны как компаниям, работающим на внутреннем рынке Великобритании, так и экспортерам. Инвесторами на бирже, судя по информации на сайте, может стать любая инвестиционная компания, пенсионный или хедж-фонд и даже частные инвесторы, разумеется, с определенным опытом работы в этой сфере. В отличие от своего американского собрата, британский проект позволяет заранее просчитать во сколько обойдется использование сервиса в зависимости от объема выставляемого лота, срока отсрочки и того, будет ли это разовая продажа или регулярные торги.
Подтверждением развитого института бизнеса в стране и, что немаловажно, заинтересованности в подобном прогрессе государства является тот факт, что Британское правительство является одним из инвесторов площадки и скупает счета-факторы в рамках проекта «Британский банк бизнес инициатив».
На сегодняшний день, согласно информации на официальном сайте, на платформе Marketinvoice были профинансированы поставки в объеме 573 443,6 фунтов стерлингов (58,9 млдр. Рублей и 864 млн. долларов США соответственно).
А что же в России?
В российской практике мы смогли найти пока только один пример подобной площадки на рынке. В 2014 году Александр Федоров и Александр Карелин cоздали биржу дебиторской задолженности Invoice Market (http://invoice-market.ru/), которая позволила российским компаниям продавать свою дебиторскую задолженность заинтересованным инвесторам с дисконтом.
Юридическая основа этого аукциона – статья № 388 ГК РФ, разрешающего уступку долговых обязательств третьему лицу, и Закон об электронной подписи (№ 63 - ФЗ). Все торги на площадке должны происходить посредством использования электронной цифровой подписи. Поставщики, работающие с площадкой, выставляют на продажу накладные, заверенные дебитором с помощью ЭЦП. То есть передавать бумажные оригиналы документов новому владельцу задолженности не требуется.
Последние новости о деятельности компании за ноябрь 2014 года говорили о том, что на площадке были проданы 1000 лотов. На момент запуска биржи единственным инвестором была факторинговая компания Рост, которая к концу же 2014 года практически прекратила свое существование в качестве самостоятельного игрока и вошла в состав ФК Политекс.
О том, как на деятельности единственной в России биржи дебиторской задолженности отразился кризис в экономике, снижение платежной дисциплины покупателей и, как следствие, рост недоверия к бизнесу вообще, ничего не известно, представители компании комментариев по этому поводу не дают. Но с учетом современных реалий, сложно представить, как подобный проект будет работать в нашей стране сегодня.
Казалось бы – оформляй ЭЦП, подключайся к системе и используй дебиторскую задолженность как ликвидный актив, не позволяя ей висеть на балансе компании тяжким грузом. Но несмотря на соблазнительную простоту этой идеи, в нашей стране она пока не популярна. В чем же причина?
Где товар?
Понятно, что инвестор, заинтересованный в покупке лота (дебиторской задолженности по поставкам в адрес одной компании), купит его только в случае гарантий поступления денег от дебитора. Какую же компанию можно считать надежной и платежеспособной?
Последние тенденции на рынке факторинга говорят о том, что факторинговые компании – а именно их на сегодняшний день можно считать экспертами в сфере оценки качества дебиторской задолженности – ограничивают финансирование по поставкам в адрес региональных дилеров, несетевых дебиторов, и за редким исключением готовы предложить свои услуги только поставщикам крупного сетевого ритейла и компаниям из топ-400, наиболее надежным с точки зрения возможных рисков неполучения выручки.
Падение уровня платежной дисциплины, снижение прибыльности компаний, обусловленное ростом расходов и снижением спроса на продукцию со стороны конечных потребителей, привело в конечном итоге к торможению российской экономики и, в первую очередь, к тому, что поставщики стали перестраховываться, отказывая в отсрочке своим покупателям.
Таким образом, единственными компании, поставкам в чей адрес можно доверять, даже по мнению самих поставщиков, могут стать крупные игроки рынка, чье положение устойчиво, финансовая информация находится в открытом доступе, а значит, риски неоплаты с их стороны минимальны.
Возникает вопрос. А есть ли смысл для поставщика продавать такую дебиторку на бирже? Если раньше перевод федеральной торговой сети на факторинг было задачей более сложной – сети неохотно шли навстречу факторам, не хотели подписывать уведомления и выполнять другие условия работы по факторингу, то только за последний год сразу несколько сетей открыто объявили о работе с факторинговыми компаниями.
Выходит, сейчас поставщикам проще обратиться к Фактору за финансированием поставок в адрес торговых сетей и крупных дебиторов, нежели выставлять такой актив на торги. Это по крайней мере уже известный и более-менее понятный для большинства инструмент управления дебиторской задолженностью.
Влияет на ситуацию еще и условие, которое действует в единственной на сегодняшний день бирже дебиторской задолженности в России – в договоре должна быть запрет на возвраты и ретро-бонусы, т.е. тот объем дебиторки, которую покупает инвестор, не должен меняться ни при каких обстоятельствах. Это еще больше осложняет ситуацию с передачей дебиторки по сетевым дебиторам на торги – ни одна сеть не откажется от возможности осуществить возврат нереализованного товара.
Где купец?
Реализация идеи биржи дебиторской задолженности осложняется еще и нехваткой инвесторов, которые могут купить выставленную на торги дебиторку. Потенциально инвесторами могут стать факторинговые компании, для которых биржа – еще одна площадка для оказания своих услуг. Но банковский подход к оценке клиентов и их дебиторов не позволяет большинству российских факторов быстро оценить не только доходность сделки, но и, что самое главное, потенциальные риски такой покупки. Поставки в адрес крупной сети, разумеется, вызовут интерес, а что если на торги выставлен долг компании «Пироги и пряники» из г. Кемерово? Будь такая компания хоть трижды успешной, надежной и финансовой устойчивой, вряд ли фактор, не имеющий соответствующей инфраструктуры и опыта для работы с региональными компаниями, решится купить подобный лот. Что уж говорить об инвестиционных компаниях, которые принимают участие в торгах за рубежом.
Технологии
Еще одно существенное затруднение заключается в том, что культура ведения бизнеса в России все еще находится на низком уровне: компании недостаточно просвещены в вопросах электронного документооборота– уровень проникновения ЮЗЭДО в нашей стране составляет рекордно низкие 0,5%.
И даже несмотря на то, что государство способствует развитию этого рынка, требуя предоставлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде, большей части бизнеса, во-первых, сложно свыкнуться с мыслью о том, что электронный документ с электронной подписью имеет равные права и значимость, что и бумажный. А во-вторых, консервативность мышления и нежелание инвестировать в технологии, которые не принесут компании выгоду здесь и сейчас, служат существенным стоп-фактором в повсеместном внедрении ЮЗЭДО.
Получается, что объем поставок, который может быть уступлен на бирже дебиторской задолженности значительно снижается по этой причине. Вполне вероятно, что на торгах можно продать и накладные, подтвержденные обычной синей печатью, но это значительно повышает риск мошенничества и создает дополнительные сложности при передаче документов по поставке новому владельцу долга.
Выводы и прогнозы
Итак, что мы имеем? Прогрессивную идею, которая действительно может двигать российскую экономику вперед, и успешный зарубежный опыт реализации этой идеи, с одной стороны, и барьеры, обусловленные прежде всего нехваткой опыта в риск-менеджменте и низкой культурой ведения бизнеса в стране в принципе, с другой. Но с учетом того, что бизнес в США и Европе в имеет более долгую историю и находится уже на другом витке развития, в том числе в плане использования инструментов управления дебиторской задолженностью, а биржи там появились сравнительно недавно, можно надеяться, что в недалеком будущем «будет и на нашей улице праздник».
«Если бы в России сегодня успешно работала биржа дебиторской задолженности, то она бы «убила» российский рынок факторинга. Причина тому проста – аппетит к риску у всех Факторов существенно снизился, и большинство игроков рынка с жадностью смотрит на самый лаковый кусочек, а именно поставки в адрес торговых сетей. Выставляя такую дебиторку на биржу, поставщик правил бы бал, ожидая наиболее выгодного предложения по цене. На рынке остались бы пара Факторов, которые готовы конкурировать по цене, обладая более дешевым фондированием, и те, кто сейчас занимает свои ниши. Но для того, чтобы биржа заработала, должна изменится парадигма мышления среднестатистической российской компании: на смену бесчисленному количеству бумажных накладных должен прийти ЮЗЭДО» - комментирует
Дарья Николаевская, Директор дирекции инновационного развития НФК.