При переводах денег через мобильное приложение есть риск ошибиться в номере телефона или карты получателя. Banknn.ru разобрался, что делать в этом случае и есть ли шанс вернуть средства.
Если ошибка была допущена в номере телефона получателя, мобильное приложение, скорее всего, просто не даст завершить транзакцию. Это касается тех случаев, когда получатель не существует (нет счета в банке, идентифицированного по введенному номеру карты или номера телефона), поясняет старший вице-президент ИК Fontvielle Анастасия Хрусталева.
Немного иначе все обстоит, если допущена ошибка в номере карты, иных реквизитах счета или телефонном номере получателя с той разницей, что такой клиент банка и системы платежей существует. В этом случае транзакция будет одобрена и совершена.
Если клиент действительно сам одобрил транзакцию, деньги ушли не тому получателю, то отменить эту операцию не получится. Банк в данном случае выполнял распоряжение клиента и не обязан проверять правильность введения реквизитов получателя, поэтому претензий к финорганизации быть не может, подчеркивает старший вице-президент ИК Fontvielle.
Решений такой проблемы не много, отмечает Кристина Аксенова, руководитель направления Отдела развития цифровых каналов и банковских карт ББР Банка. Если клиент переводил сумму по номеру телефона и ошибся, можно попробовать договориться с получателем перевода, чтобы он вернул случайно полученные средства или обратился в свой банк для возврата данного перевода. Важно отметить, что банк не вправе списать денежные средства с карты или счета физического лица без его согласия.
Если человек отказывается возвращать деньги, вопрос может быть решен только через суд. По словам старшего вице-президента ИК Fontvielle Анастасии Хрусталевой, для написания искового заявления нужно знать полностью фамилию, имя, отчество ответчика, а главное — его адрес регистрации, ведь исковое заявление подается по месту его нахождения. В случае, когда нет возможности выяснить эти сведения, есть шанс обратиться с иском к банку.
Тем, кто решит обратиться в суд, стоит заранее понять «стоит ли игра свеч», так как за подачу иска придется заплатить госпошлину, а если суд находится в другом регионе, то прибавляются расходы на почтовые пересылки документов или даже на адвоката в том регионе.
Помимо возврата средств, отправленных переводом с карты на карту, деньги можно вернуть и через Систему быстрых платежей. В СБП с 2021 года действует диспутный механизм — аналог чарджбека в международных платежных операциях, рассказывает генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель.
Итак, порядок действий при ошибке в банковском переводе следующий:
- Незамедлительно обратиться в свой банк и узнать, был ли обработан платеж.
- Если перевод еще не обработан — требовать его отмены.
- Если перевод уже совершен, то потребуется установить банк получателя средств. Сделать это можно через реквизиты карты получателя.
- Подать в банк получателя письменное заявление.
К заявлению необходимо приложить квитанцию о совершенном денежном переводе. Если с реквизитами все в порядке, то банк самостоятельно свяжется с получателем средств и попросит о возврате денег. Но, как отметил Сергей Гебель, здесь речь идет только о просьбе — потребовать возврат денежных средств организация не вправе.