До сих пор есть предприниматели, полагающие, что бизнес — план представляет собой необязательную кипу испачканной краской из принтера бумаги. Это- глубоко ошибочное мнение. Времена, когда покупатель сметал с полок всё, что там было, а инвесторы мешками несли деньги, давно прошли.
Кому и зачем нужен бизнес — план
Бизнес-план — это программа экономической деятельности предприятия с информацией о компании, продукте, его производстве и сбыте, маркетинге и финансовом результате усилий.
Есть четыре причины, почему нужен бизнес — план (по Лазарю Циферблату):
- 1. Обнаружение проблемы на бумаге до того, как она возникла.
- 2. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций.
- 3. Бизнес-план — это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны инвестиционного рынка.
- 4. Бизнес-план — это вопрос контроля и управления.
Когда пришло время писать бизнес-план? Если есть необходимость что-то менять. Есть три варианта получить бизнес — план: купить; написать самому; написать самому, но с привлечением экспертов. Два последних варианта — наилучшие. Что касается покупки бизнес — плана, то это можно рассматривать как своего рода маркетинговое исследование рынка, сбор информации, но запускать по покупному или, тем более, бесплатно скачанному в интернете бизнес-плану своё дело означает угробить его. Слишком много нюансов, да и при самостоятельном создании бизнес-плана предприниматель лучше понимает собственный бизнес, перспективы. Да и инвестор сразу поймёт, что ему предоставили не реальный бизнес-план, а нечто усреднённое. И денег вы не получите.
Бизнес-план — это представленная в определенном стандарте система доказательств успешности предполагаемого дела. Стандарт составления бизнес-плана задан системой UNIDO.
Стандартная структура бизнес-плана:
- 1. Развернутая аннотация
- 2. Описание региона
- 3. Описание отрасли и предприятия
- 4. Описание продукции
- 5. План маркетинга
- 6. Производственный план
- 7. Организационный план
- 8. Финансовый план
- 9. Риски и гарантии
- 10.Приложения
Что хочет понять инвестор?
В качестве целевой аудитории бизнес — плана выступает инвестор. Это может быть банк, инвестиционный фонд, частное лицо. Но любому инвестору нужно понимать, куда и зачем он вкладывает деньги и что получает на выходе.
В бизнес — плане инвестор должен увидеть следующее:
- Есть положительный опыт в бизнесе и команда.
- Идея имеет рыночные перспективы.
- Инициатору проекта понятно, в какой юридической форме и как организовать дело.
- Он понимает, как наладить производство и где взять сырье и материалы.
- Известно, сколько денег и в какие сроки требуется инвестировать и когда они будут возвращены с прибылью.
- Какие есть риски проекта (если этого нет, инвестор поймёт, что-либо автор бизнес-плана их не просчитывает, либо, что ещё хуже, пытается обмануть).