Центробанк и Аньтимонопольная служба России подготовили доклад, направленный на развитие коенкуренции в банковском секторе. Та конкуренция, которая есть на банковском рынке сейчас, соответвтует уровню развивающихся стран. Однако олигархический склад модели может привести к проблемам в будущем: услуги станут менее доступны для обычного потребителя. Чтобы разработать новые правила игры, ведомствам пришлось выявить портрет потребителя банковских услуг.
Как выглядит потребитель банковского сектора
Потребитель, являясь одним из субъектов конкурентной среды, существенным образом определяет степень конкуренции на финансовом рынке. Именно предпочтения потребителя формируют спрос на те или иные финансовые продукты (сервисы), а их эффективное удовлетворение со стороны финансовых институтов позволяет им максимизировать свою целевую функцию прибыли.
К факторам, определяющим характер конкурентных отношений на рынке, относятся уровень финансовой грамотности потребителя, его отношение к риску, возраст, горизонт планирования, открытость к технологическим изменениям, источник накопленных им сбережений, культурные и поведенческие особенности.
С целью выявления степени влияния потребительских предпочтений на потенциал конкуренции на финансовом рынке Банком России было проведено исследование, основанное как на демографических параметрах, так и на располагаемых ресурсах потребителя, модели его финансового поведения и установок.
По результатам исследования было выявлено, что банковские услуги являются универсальными для всех категорий потребителей, в то время как спрос на остальные финансовые услуги разнится в зависимости от риск-профиля потребителя, что во многом определяет преимущество банковского сектора перед иными секторами финансового рынка.
Это преимущество усиливается ввиду недостаточно высокой финансовой грамотности и наличия системы страхования вкладов, особенно в периоды кризиса и неопределенности, побуждающие потребителей использовать наименее рисковые финансовые инструменты. При этом большое значение для обеспечения устойчивого развития любого финансового института имеет не столько первоначальное привлечение клиента, как последующее его удержание, чему способствует удовлетворение ожиданий потребителя – повышение лояльности и формирование адаптационной модели поведения в отношении всех инновационных продуктов и сервисов.
Людям нужны кредиты и вклады
Продуктовые сегменты «Кредитование» и «Привлечение средств» являются традиционной сферой деятельности в первую очередь банковского сектора. Историческое доминирование банковских продуктов на этих рынках обуславливает определенные конкурентные преимущества банков по отношению к другим поставщикам финансовых услуг: простота, понятность и доступность услуг даже для потребителей с недостаточно высокой финансовой грамотностью, а также значительно более низкие риски в силу наличия в том числе системы страхования вкладов.
Для всех категорий потребителей эти услуги универсальны. Анализ факторов, определяющих возможность развития конкурентных отношений на финансовом рынке, показал, что банковский сектор в значительной мере опережает в своем развитии иные секторы финансового рынка России, что обусловлено как потребительскими предпочтениями, так особенностями, связанными с традиционно сложившейся географической распространенностью банковского сектора.
Банки и МФО - конкуренты?
Необходимо отметить, что сегмент заимствований не всегда представлен исключительно банковскими институтами – микрофинансовые организации (МФО) предоставляют сущностно схожий продукт. В рамках анализа Банком России было проведено кросс-секторальное исследование состояния конкуренции между банками и МФО. При этом поскольку возможности МФО конкурировать с крупными бан- ками в значительной мере ограниченны, в рамках исследования в качестве возможных конкурентов МФО были выбраны банки с собственными средствами (капиталом) до 1 млрд рублей. По результам анализа гипотеза о наличии потенциала конкуренции между малыми банками и МФО подтвердилась, что дает основу для дальнейшего исследования данного продуктового рынка.