Происходящее вокруг изменило парадигму мышления многих предпринимателей. Так, если раньше, при возникновении необходимости привлечения денежных средств, они в первую очередь, обращались в банк за кредитом, то сейчас, в связи с ужесточением условий кредитования, коммерсанты вынуждены искать новые способы финансирования. «Палочкой-выручалочкой» для многих, как ни парадоксально, становится традиционно более дорогой, чем кредиты, факторинг. Но куда лучше обратиться - в специализированную компанию или в банк, который в числе прочего занимается факторингом – ifactoring.ru решил разобраться.
Наряду со специализированными компаниями факторинговые услуги предлагают крупные банковские структуры, такие как «Промсвязьбанк», Финансовая корпорация «Открытие», «Альфа Банк», «Металлинвестбанк» – всего около 30 кредитных организаций. То есть факторинговый рынок с точки зрения типа поставщика услуг можно разделить на специализированные компании (в большинстве случаев при банках) и банки.
Как и все кредитные институты, банки, оказывающие услуги факторинга, и факторинговые компании, прежде всего, оценивают свои риски. По словам специалистов, разница между специализированными Факторами и подразделениями в банках проявляется уже здесь. Банки, в первую очередь, изучают предприятие, ориентируясь на стандарты банковского риск-менеджмента, и потому анализируют финансовую устойчивость самого поставщика. Специализированные факторинговые компании проводят оценку иначе – в фокусе их внимания покупатели, а не поставщик. При обращении к такому Фактору компания должна быть готова к тому, что объем финансирования, на который можно рассчитывать в конечном счете, в большей степени будет зависеть от результатов проверки покупателей, а не от финансового состояния самого поставщика. Но, если компания работает с пулом надежных, платёжеспособных клиентов, а спрос на реализуемый товар носит устойчивый характер, то общая сумма финансирования с очень высокой вероятностью будет больше той, которую поставщик мог бы получить в банке, когда его оценивают, как заемщика. «В банке шаблонный подход. Сначала они собирают финансовые и юридические документы по нашей компании и затем просто выставляют на нас лимит, либо отказывают в финансировании, зачастую не принимая в расчет специфику рынка и особенности нашей системы сбыта», - рассказывает финансовый директор компании, занимающейся производством полимерной продукции.
Подход к оценке рисков и наличие соответствующей инфраструктуры в значительной степени определяет продуктовое предложение – доля факторинга с регрессом (когда риск неплатежа дебитора остаётся на поставщике) в структуре продаж банковских подразделений существенно доминирует над безрегрессным факторингом(когда Фактор принимает на себя риск неплатежа дебитора). Так, например, доля безрегрессного факторинга у «Промсвязьбанка» в 2013 году составила всего 9,37% от общего портфеля, в 2014г. – 9,54% и в первом полугодии 2015 года - 9,27%. У ФК «Открытие» в 2013г.- 40,89%, 2014г. – 33,53% и в первом полугодии 2015г. – 7,24%. Cнижение доли безрегрессовых сделок связано с объединением в 2015 году оборота с банком «Петрокоммерц», у которого в портфеле вообще не было факторинга без регресса. В портфеле «Альфа Банка» доля безрегрессного факторинга незначительно выше.
Предложения банковского факторинга более конкурентоспособны, если потребность компании ограничивается лишь финансированием под уступку дебиторской задолженности. По таким схемам часто работают поставщики в торговые сети: для анализа платежеспособности крупной, публичной компании не нужна сложная дорогостоящая инфраструктура. Но если поставщик заинтересован в защите от потери выручки по поставкам с отсрочкой платежа – а ввиду ухудшения качества платежной дисциплины этот вопрос сейчас как никогда актуален – то с большей вероятностью полноценный факторинг без регресса, предполагающий в т.ч. работу с географически удаленными дебиторами, можно будет найти только в специализированной факторинговой компании. Причина в том, что факторинговые подразделения в банках не обладают достаточно развитой инфраструктурой для проверки, оценки дебиторов и контроля сроков оплат. Да, крупный розничный банк насчитывает сотни отделений по всей стране, но сотрудники этих офисов занимаются продажами и обслуживанием клиентов, но никак не проверкой и оценкой дебиторов того или иного поставщика и управлением дебиторской задолженностью.
Факторинговая инфраструктура не только ограждает Фактора от рисков, но и уберегает клиентов от потерь вне зависимости от того продукта, который они используют. «НФК позволяет нам полностью переложить все заботы по обслуживанию дебиторской задолженностью на плечи Фактора, другими словами, речь идет не столько о финансировании поставок, а о таком стратегическом партнерстве, когда благодаря Фактору, мы имеем возможность спланировать развитие конкретного канала сбыта через оценку дебитора. Это позволяет нам быть очень мобильными, всегда держать руку на пульсе, и, что немаловажно, не портить отношения с нашими дебиторами», - отметила Президент Koodoo Tehnolodgies Анна Мещерякова.
Быть мобильными, получая финансирование от Фактора день в день, позволяют и программы электронного документооборота, которые в том или ином виде представлены в факторинговых компаниях. Несмотря на то, что сегодня уровень проникновения юридически значимого электронного документооборота в торговые операции пока ничтожно мал, и в основном, речь идет об обмене электронными товарными накладными ТОРГ-12 между поставщиком и покупателем - для большинства компаний возможность в электронном виде направить информацию о поставке Фактору является критически важной, поскольку это позволяет оперативно получать финансирование. Наличие такой возможности особенно важно для тех компаний, покупатели которых находятся в других регионах, и оригиналы документов по отгрузкам приходят в лучшем случае через неделю, а то и через две. «Стоит, в первую очередь, говорить об электронных системах типа «е-Факторинг», предлагаемой НФК, которые позволяют передавать поставки на финансирование. В банках есть только банк-клиент, система, не предназначенная для факторингового документооборота», - поделилась Анна Мещерякова. По словам Президента Koodoo Tehnolodgies, когда компания работала с банками, у них периодически возникали трудности с документооборотом: не всегда удавалось оперативно получить оригиналы документов от покупателей и, соответственно, финансирование от банка.
В пользу самостоятельных факторинговых компаний говорит и такой аспект, как оперативность. «В банках нам приходилось общаться с большим количеством исполнителей, которые постоянно перекладывали задачи друг на друга. У нас были случаи, когда мы просто пропускали сделки, пока оформляли документы и согласовывали лимиты», - рассказала Президент компании Koodoo Tehnolodgies Анна Мещерякова. Выходит, что специализированные компании более оперативны в виду своей узкой специализации. Так, в факторинговых компаниях, аналитики проверяют поставщиков и дебиторов, андеррайтеры устанавливают лимиты на дебиторов, учитывая все нюансы коммерческого кредитования и сопутствующих тому проблемы, основываясь на опыте именно в этой области. В банке же аналитики, занимаясь более широкой деятельностью, не обладают таким объемом знаний в области коммерческой деятельности. Проблема банков еще заключается еще и в том, что они действуют в соответствии с Положением ЦБ РФ №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», когда малейшая просрочка, обычная в коммерческом кредитовании, ведет в банке к формированию резервов, снижающих размер чистой прибыли банка
Еще одна особенность, которую отмечают поставщики, имеющие опыт работы и с банками, и с факторинговыми компаниями – индивидуальный подход к каждому клиенту, который в большей степени характерен для факторинговых компаний. «В сравнении с банками Факторинговые компании обеспечивают гораздо большую гибкость», - считает Алексей Лишик, генеральный директор компании «Энергокомплект МФ». - У банков форма оформления документов стандартная для всех клиентов, поэтому банкам тяжелее подстроиться под нужды конкретной компании. На наш взгляд, специализированные компании могут предложить больше решений, способных удовлетворить потребности бизнеса. А еще, специализированные факторинговые компании ближе что ли к реальному бизнесу, чем банковские структуры, что определяет скорость и качество их решений», - добавляет он.
Как видно, разница между банками и специализированными компаниями все-таки есть. Она может быть не видна на первый взгляд, но как говорится, дьявол - в деталях.
Мы уже неоднократно говорили, что перед тем как выбирать поставщика факторинговых услуг необходимо определиться с задачами, какие задачи доложен решить факторинг. По словам Анны Мещеряковой, если бизнесу нужны «дешевые деньги», то лучше обратиться в крупный универсальный банк, если же на первом месте в факторинговом обслуживании стоит индивидуальный подход и оперативность – то лучше обратиться в специализированную факторинговую компанию. Однозначно правильного ответа на вопрос «Кто лучше – банк или факторинговая компания» нет, но ищущий да найдет.