- Более половины опрошенных на портале «Рамблер» россиян предпочитают не трогать бумажные купюры.
- 20% респондентов, подержав в руках наличные, протирает руки антибактериальной салфеткой или гелем.
- Сервисы «СберМаркет» и Delivery Club принимают только безналичную оплату.
Сбербанк изучил отношение россиян к наличным деньгам и возможности использовать безналичные платежи.
Портал «Рамблер», входящий в экосистему Сбербанка, с 16 по 19 марта 2020 года провел опрос о том, каким образом россияне оплачивают товары и услуги. Респондентам задавали вопрос, сколько наличных у них в кармане. 36% опрошенных не имели наличных денег, они ответили, что пользуются картами, платят телефоном и т. п. У 32% с собой было от 50 до 500 рублей, чаще всего это сдача от последней покупки. Еще 32% респондентов сообщили, что наличные деньги у них в кошельке — все, что осталось от зарплаты, стипендии или пенсии. Среди опрошенных — 18% граждан до 35 лет, 43% — 36–50 лет и 39% — старше 50 лет.
Также опрос показал, что 42% опрошенных предпочитают безналичный способ оплаты в большинстве случаев и стараются не трогать бумажные деньги. Еще 9% признались, что стали гораздо чаще платить безналом из-за распространения коронавируса. 31% респондентов совершает платежи обоими способами в равной степени, а 18% редко использует банковские карты и «верит только в наличные».
При этом 54% опрошенных не принимает никаких мер гигиены после контакта с банкнотами и монетами, 26% старается вымыть руки, если купюры были старыми, а 20% респондентов протирает руки антибактериальной салфеткой или гелем после того, как подержали наличные.
Вуада Мохамед Али, медицинский директор DocDoc:
«Наличные всегда были источником повышенной опасности. Ведь банкноты, когда их передают из рук в руки, накапливают на себе все, что „обитало“ на руках предыдущих хозяев, попутно доставляя бактерии уже новым владельцам купюр. Поэтому сами по себе банкноты — источники различных инфекций. После мобильного телефона это самая частая вещь, с которой мы контактируем. Вот почему крайне важно мыть руки, приходя домой, и использовать пластиковые карты или бесконтактные платежи».
Неудивительно, что с увеличением спроса на доставку продуктов появился запрос на то, чтобы в целях гигиены не расплачиваться с курьером наличными деньгами. Компании экосистемы Сбербанка «СберМаркет» и Delivery Club следуют этому тренду, принимая только безналичную оплату заказов.
Асан Курмангужин, генеральный директор «СберМаркета»:
«С начала 2020 года во всех городах присутствия мы на 100% принимаем только безналичные платежи. Это связано с увеличением скорости обработки заказов, прозрачностью и безопасностью взаиморасчетов с клиентом. Ни наши клиенты, ни курьеры не имеют физического контакта с купюрами. Мы также ввели новую услугу — бесконтактную доставку к дверям. Клиент может попросить курьера оставить пакеты с продуктами у дверей, а оплата будет проведена заранее через приложение или на сайте „СберМаркета“. Это самый безопасный способ с точки зрения профилактики распространения вируса».
Мухит Сейдахметов, операционный директор Delivery Club:
«С 19 марта клиенты Delivery Club все платежи выполняют безналичным способом. Сейчас очень популярна услуга бесконтактной доставки, и одно из ее условий — оплата, которую клиенты производят в мобильном приложении с помощью банковской карты, Apple Pay или Google Pay. В принципе, мобильное приложение автоматически становится залогом того, что расчеты полностью переходят в сферу безналичных платежей.
Переход на онлайн-оплату упростит передачу заказа и минимизирует взаимодействие клиентов и курьеров.
Сокращение количества контактов между людьми — наиболее эффективный способ профилактики коронавирусной инфекции, поэтому считаем правильным пойти на этот шаг. Многие пользователи, которые по-прежнему предпочитают рассчитываться наличными, на наш взгляд, готовы перейти к оплате внутри приложения. И сейчас самое время это сделать».