Прогноз основных макроэкономических показателей в рамках базового сценария Банка России в 2019–2021 гг. в целом не изменился по сравнению с базовым сценарием, опубликованным в октябре, отмечено в докладе ЦБ РФ о денежно-кредитной политике в декабре 2018 года.
По прогнозу Банка России, в 2019 г. годовая инфляция временно ускорится до 5,0–5,5% с 3,9–4,2% по итогам 2018 года. Наиболее значимое влияние на динамику потребительских цен в 2019 г. окажет повышение базовой ставки НДС, вклад которого в годовую инфляцию, по оценкам Банка России, составит около 1 процентного пункта. Также на инфляцию, преимущественно в первой половине 2019 г., продолжит влиять произошедшее в 2018 г. ослабление рубля.
Эффекты НДС и курсовой динамики будут отражаться на годовой инфляции до конца 2019 г., при этом квартальные аннуализированные темпы прироста потребительских цен (с поправкой на сезонность) замедлятся до 4% уже во втором полугодии 2019 года. Инерционные показатели инфляции, включая скользящую среднегодовую инфляцию, в течение всего 2019 г. останутся выше, чем в 2018 году.
Относительно более быстрое, чем в опубликованном в октябре базовом сценарии, снижение цен на нефть привело к пересмотру вклада налогового маневра в годовую инфляцию. В 2019 г. он составит -0,1 п.п., после чего на фоне стабилизации нефтяных цен будет постепенно увеличиваться: в 2020 г. сложится на уровне вблизи нуля, в 2021 г. будет небольшим положительным.
Совокупный вклад в годовую инфляцию увеличения акцизов на отдельные товары, входящие в потребительскую корзину, в 2019 г. может составить около 0,3–0,4 п.п.
Этот эффект ранее уже был учтен Банком России в базовом прогнозе инфляции 5,0–5,5% на конец 2019 года. Сохраняющаяся высокая чувствительность инфляционных ожиданий к влиянию разовых факторов может усиливать воздействие курсовой динамики и повышения НДС на динамику потребительских цен. Денежно-кредитная политика в 2019 г. будет направлена на ограничение масштаба и длительности этих вторичных эффектов повышения НДС и произошедшего ослабления рубля.
Банк России сохранит консервативный подход к проведению денежно-кредитной политики, придавая большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это предполагает проведение Банком России более жесткой денежно-кредитной политики, чем в ситуации отсутствия влияния упомянутых разовых факторов на инфляцию. Такой консервативный подход к денежно-кредитной политике создаст условия для ее смягчения в конце 2019 – начале 2020 года.
По прогнозу Банка России, с учетом принятых решений по денежно-кредитной политике годовая инфляция вернется к 4% в первой половине 2020 г., когда эффекты произошедшего ослабления рубля и повышения НДС будут исчерпаны, и останется вблизи 4% в дальнейшем.
Стабилизации инфляции вблизи 4% будет способствовать проводимая Банком России денежно-кредитная политика. Повышение Банком России ключевой ставки в декабре 2018 г. позволит предотвратить устойчивое закрепление инфляции на уровне, существенно превышающем цель Банка России.
Прогноз темпов роста российской экономики и денежно-кредитных показателей в 2019–2021 гг. также не изменился по сравнению с базовым сценарием, опубликованным в октябре. В условиях действия бюджетного правила более быстрое снижение цен на нефть будет оказывать ограниченное влияние на российскую экономику. В свою очередь динамика
внутреннего спроса на всем прогнозном горизонте не будет оказывать повышательного давления на инфляцию.
В 2019 г. темп прироста ВВП несколько снизится и составит 1,2–1,7% после 1,5–2,0% в 2018 году. На горизонте 2019 г. сдерживающее влияние на динамику внутреннего спроса окажут повышение НДС (преимущественно в начале года), замедление роста доходов экономики от экспорта в результате снижения цен на нефть, а также некоторое замедление роста кредитования на фоне произошедшего во второй половине 2018 г. ужесточения денежно-кредитных условий ввиду ухудшения внешнеэкономического фона. В то же время сдерживающее воздействие повышения НДС в 2019 г. во многом будет компенсировано ростом инвестиционного спроса в рамках реализации запланированных правительством налогово-бюджетных мер и повышением пенсионного возраста, которое смягчит влияние демографических ограничений на темпы экономического роста.
В 2020–2021 гг. рост российской экономики ускорится до 1,8–2,3% и 2,0–3,0% соответственно. Этому будут способствовать постепенное накопление положительного эффекта от запланированных мер налогово-бюджетной политики и структурных реформ при их успешной реализации. Более высокие темпы роста российской экономики при этом не будут формировать дополнительного инфляционного давления со стороны спроса и препятствовать сохранению инфляции у цели, так как будут обеспечены расширением производственного потенциала экономики.
Кредитная активность в 2019–2021 гг. продолжит увеличиваться темпами, соответствующими повышению платежеспособного спроса и не создающими рисков для ценовой и финансовой стабильности. Неценовые условия кредитования будут смягчаться постепенно, отражая сохранение консервативного подхода банков к оценке заемщиков и принятию рисков. Кредит останется основным драйвером изменения денежного предложения.
Ключевые тенденции в прогнозе показателей платежного баланса в 2019–2021 гг., связанные с динамикой внутреннего и внешнего спроса, изменением мировых цен на нефть, в целом соответствуют тем, что были заложены в базовом сценарии, опубликованном в октябре. По прогнозу Банка России, в условиях постепенного снижения цен на нефть сальдо счета текущих операций платежного баланса останется устойчиво положительным на всем прогнозном горизонте (около 5% ВВП в 2019 г. и около 3% ВВП в 2020–2021 гг.). Однако по итогам 2019 г. оно сложится чуть ниже, чем предполагалось ранее, ввиду более быстрого снижения цен на нефть к уровню 55 долл. США за баррель. В то же время постепенное сворачивание договоренностей стран – экспортеров нефти, а также меры правительства, направленные на стимулирование несырьевого экспорта, поддержат рост физических объемов экспорта, что смягчит эффект от падения цен на нефть.
Сальдо финансового счета по частному сектору будет снижаться в 2019–2021 гг. (около 1% ВВП в 2019 г. и несколько ниже 1% ВВП в 2020–2021 гг.) на фоне уменьшения выплат по внешнему долгу и некоторого ухудшения возможностей российских компаний для зарубежного инвестирования в условиях снижения цен на основные товары российского экспорта. В 2019–2021 гг. также продолжится пополнение международных резервов в рамках реализации механизма бюджетного правила. При этом Банк России планирует возобновить регулярные покупки иностранной валюты (после их приостановки в сентябре) с 15 января 2019 года. Решение об осуществлении отло женных в 2018 г. покупок иностранной валюты на внутреннем рынке будет приниматься Банком России после возобновления регулярных покупок. Исключительно для модельного расчета базового сценария Банк России использует допущение об осуществлении отложенных в 2018 г. покупок равномерно в течение всего прогнозного горизонта – в 2019–2021 годах.