Нижний Новгород
24 ноября
USD ЦБ
102,58 +1,90
EUR ЦБ
107,43 +1,35
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
8 789,88 +242,61
18+

Прогноз развития экономики в 2019-2021 годах от ЦБ РФ

17.12.2018
0
401

Прогноз основных макроэкономических показателей в  рамках базового сценария Банка России в 2019–2021 гг. в целом не изменился по  сравнению с  базовым сценарием, опубликованным в  октябре, отмечено в докладе ЦБ РФ о денежно-кредитной политике в декабре 2018 года.

По  прогнозу Банка России, в 2019 г. годовая инфляция временно ускорится до 5,0–5,5% с 3,9–4,2% по итогам 2018 года. Наиболее значимое влияние на  динамику потребительских цен в  2019  г. окажет повышение базовой ставки НДС, вклад которого в  годовую инфляцию, по  оценкам Банка России, составит около 1  процентного пункта. Также на  инфляцию, преимущественно в  первой половине 2019 г., продолжит влиять произошедшее в 2018 г. ослабление рубля.

Эффекты НДС и курсовой динамики будут отражаться на годовой инфляции до конца 2019 г., при этом квартальные аннуализированные темпы прироста потребительских цен (с поправкой на сезонность) замедлятся до 4% уже во втором полугодии 2019 года. Инерционные показатели инфляции, включая скользящую среднегодовую инфляцию, в течение всего 2019 г. останутся выше, чем в 2018 году.

Относительно более быстрое, чем в  опубликованном в октябре базовом сценарии, снижение цен на нефть привело к пересмотру вклада налогового маневра в  годовую инфляцию. В 2019 г. он составит -0,1 п.п., после чего на фоне стабилизации нефтяных цен будет постепенно увеличиваться: в 2020 г. сложится на уровне вблизи нуля, в 2021 г. будет небольшим положительным.

Совокупный вклад в годовую инфляцию увеличения акцизов на  отдельные товары, входящие в  потребительскую корзину, в  2019  г. может составить около 0,3–0,4  п.п.

Этот эффект ранее уже был учтен Банком России в  базовом прогнозе инфляции 5,0–5,5% на конец 2019 года. Сохраняющаяся высокая чувствительность инфляционных ожиданий к  влиянию разовых факторов может усиливать воздействие курсовой динамики и  повышения НДС на  динамику потребительских цен. Денежно-кредитная политика в 2019 г. будет направлена на ограничение масштаба и  длительности этих вторичных эффектов повышения НДС и произошедшего ослабления рубля.

Банк России сохранит консервативный подход к  проведению денежно-кредитной политики, придавая большее значение проинфляционным факторам и  рискам. Это предполагает проведение Банком России более жесткой денежно-кредитной политики, чем в ситуации отсутствия влияния упомянутых разовых факторов на  инфляцию. Такой консервативный подход к денежно-кредитной политике создаст условия для ее смягчения в конце 2019 – начале 2020 года.

По прогнозу Банка России, с учетом принятых решений по  денежно-кредитной политике годовая инфляция вернется к 4% в первой половине 2020 г., когда эффекты произошедшего ослабления рубля и  повышения НДС будут исчерпаны, и останется вблизи 4% в дальнейшем.

Стабилизации инфляции вблизи 4% будет способствовать проводимая Банком России денежно-кредитная политика. Повышение Банком России ключевой ставки в декабре 2018 г. позволит предотвратить устойчивое закрепление инфляции на  уровне, существенно превышающем цель Банка России.

Прогноз темпов роста российской экономики и  денежно-кредитных показателей в  2019–2021  гг. также не  изменился по  сравнению с базовым сценарием, опубликованным в  октябре. В  условиях действия бюджетного правила более быстрое снижение цен на нефть будет оказывать ограниченное влияние на российскую экономику. В свою очередь динамика

внутреннего спроса на  всем прогнозном горизонте не будет оказывать повышательного давления на инфляцию.

В 2019 г. темп прироста ВВП несколько снизится и  составит 1,2–1,7% после 1,5–2,0% в 2018 году. На горизонте 2019 г. сдерживающее влияние на  динамику внутреннего спроса окажут повышение НДС (преимущественно в начале года), замедление роста доходов экономики от экспорта в результате снижения цен на нефть, а также некоторое замедление роста кредитования на фоне произошедшего во второй половине 2018 г. ужесточения денежно-кредитных условий ввиду ухудшения внешнеэкономического фона. В то же время сдерживающее воздействие повышения НДС в 2019 г. во многом будет компенсировано ростом инвестиционного спроса в рамках реализации запланированных правительством налогово-бюджетных мер и повышением пенсионного возраста, которое смягчит влияние демографических ограничений на темпы экономического роста.

В  2020–2021  гг. рост российской экономики ускорится до 1,8–2,3% и 2,0–3,0% соответственно. Этому будут способствовать постепенное накопление положительного эффекта от запланированных мер налогово-бюджетной политики и  структурных реформ при их успешной реализации. Более высокие темпы роста российской экономики при этом не будут формировать дополнительного инфляционного давления со стороны спроса и препятствовать сохранению инфляции у  цели, так как будут обеспечены расширением производственного потенциала экономики.

Кредитная активность в  2019–2021  гг. продолжит увеличиваться темпами, соответствующими повышению платежеспособного спроса и не создающими рисков для ценовой и финансовой стабильности. Неценовые условия кредитования будут смягчаться постепенно, отражая сохранение консервативного подхода банков к  оценке заемщиков и  принятию рисков. Кредит останется основным драйвером изменения денежного предложения.

Ключевые тенденции в  прогнозе показателей платежного баланса в  2019–2021  гг., связанные с  динамикой внутреннего и  внешнего спроса, изменением мировых цен на нефть, в целом соответствуют тем, что были заложены в базовом сценарии, опубликованном в октябре. По  прогнозу Банка России, в  условиях постепенного снижения цен на  нефть сальдо счета текущих операций платежного баланса останется устойчиво положительным на  всем прогнозном горизонте (около 5% ВВП в 2019 г. и  около 3% ВВП в  2020–2021  гг.). Однако по итогам 2019 г. оно сложится чуть ниже, чем предполагалось ранее, ввиду более быстрого снижения цен на нефть к уровню 55 долл. США за баррель. В то же время постепенное сворачивание договоренностей стран – экспортеров нефти, а также меры правительства, направленные на стимулирование несырьевого экспорта, поддержат рост физических объемов экспорта, что смягчит эффект от  падения цен на нефть.

Сальдо финансового счета по  частному сектору будет снижаться в 2019–2021 гг. (около 1% ВВП в 2019 г. и несколько ниже 1% ВВП в  2020–2021  гг.) на  фоне уменьшения выплат по  внешнему долгу и  некоторого ухудшения возможностей российских компаний для зарубежного инвестирования в условиях снижения цен на основные товары российского экспорта. В 2019–2021 гг. также продолжится пополнение международных резервов в рамках реализации механизма бюджетного правила. При этом Банк России планирует возобновить регулярные покупки иностранной валюты (после их приостановки в сентябре) с 15 января 2019 года. Решение об осуществлении отло женных в 2018 г. покупок иностранной валюты на  внутреннем рынке будет приниматься Банком России после возобновления регулярных покупок. Исключительно для модельного расчета базового сценария Банк России использует допущение об осуществлении отложенных в 2018 г. покупок равномерно в течение всего прогнозного горизонта – в 2019–2021 годах.