Саровбизнесбанк уверенно можно назвать банком «с нижегородским лицом». Он родился и вырос на нашей земле, но, в отличие от большинства региональных банков, вполне уверенно чувствует себя в окружении федеральных кредитных организаций. О том, как завоевывалось такое положение, о региональном банковском секторе, законах выживания в условиях кризиса и о банке «три в одном» рассказала президент ПАО Саровбизнесбанк Ирина Алушкина.
Узнаваемость+репутация+возможности
СББ — наш региональный банк и безусловный бренд для банковского сектора Нижегородской области. Каковы составляющие этого бренда?
СББ — это в первую очередь нижегородский банк, работающий для населения и предприятий региона. Мы предоставляем широкий спектр услуг как для физических лиц, так и для бизнеса. Территориальная сеть СББ сегодня насчитывает 70 филиалов, дополнительных и операционных офисов, расположенных не только в Нижегородской области, но и за ее пределами, например, в Москве. Банк хорошо узнаваем, но, помимо этого, понятие «бренд» предполагает репутацию, определенное качество, стандарты оказания услуг. На этом основывается доверие, которое оказывают люди банку, передавая ему в управление свои деньги.
Еще одна отличительная черта СББ — это готовность находить общий язык с клиентом, учитывать его интересы в любых обстоятельствах — не только, когда ему продается услуга, но и в случае возникновения проблем. Если у клиента дела пошли плохо, мы не занимаем жесткую позицию, усугубляя тем самым и без того непростое его положение, а стараемся найти компромисс.
У нашего банка серьезные финансовые возможности, сопоставимые с кредитными организациями федерального уровня. Например, лимит на одного заемщика в СББ составляет около 1,5 миллиардов рублей. При этом Саровбизнесбанк может быть более гибким и оперативным в решении многих вопросов.
Как СББ участвует в развитии Нижегородской области?
За прошедшие годы мы участвовали в финансировании многих проектов: строительство дорог, жилых домов и даже целых кварталов, приобретение строительной техники, кстати, и уборочной тоже. С помощью банка строились замечательные торговые центры для жителей нашей области, обновлялись десятки производств и открывались новые продуктовые магазины. СББ несколько раз удостаивался благодарности Правительства Нижегородской области и Федеральной налоговой службы за весомый вклад в региональную экономику, а также за своевременную уплату налогов, сборов и других платежей в бюджеты всех уровней. Мы постоянно поддерживаем различные социальные инициативы, оказываем благотворительную помощь. Особенно хочется отметить, что в 2015 году мы начали системно сотрудничать с известным нижегородским благотворительным фондом «Доброе дело», возглавляемым Анной Татаринцевой. Мы гордимся и своим сотрудничеством с самой успешной, на мой взгляд, нижегородской спортивной командой – баскетбольным клубом «Нижний Новгород».
Три в одном
Как СББ появился и развивался?
Сложно сравнить сегодняшний СББ с тем, который был 20 лет назад. На 1 января 2016 года валюта баланса банка составила 53 миллиарда рублей, собственные средства — более 6 миллиардов, кредитный портфель — почти 18 миллиардов, вклады населения — более 19 миллиардов. СББ обладает хорошо оснащенной и разветвленной службой инкассации, Учебным центром для постоянного повышения квалификации сотрудников. Создан собственный Процессинговый центр и Персонализационное бюро для обеспечения эмиссии и обслуживания банковских карт международных платежных систем, открыто отделение персонального обслуживания «СББ ГОЛД».
А началось все с создания в закрытом территориальном образовании — в городе Саров — банка для обслуживания городского бюджета и градообразующих предприятий атомной отрасли. За истекшие годы мы присоединили к себе два нижегородских банка — Гарантия и Нижегородпромстройбанк. Собственно, именно после присоединения первого из них СББ стал активно развиваться на территории Нижнего Новгорода и области и приобретать свой сегодняшний вид. Банк «Гарантия» был зарегистрирован в областном центре и, как СББ, обслуживал в основном городской бюджет и счета Пенсионного фонда. Но оба банка не ограничились тем, ради чего были созданы, и начали предлагать услуги гораздо более широкому кругу клиентов, прежде всего коммерческим структурам и населению, активно заниматься кредитованием, развивать свою клиентскую базу.
Присоединению Нижегородпромстройбанка предшествовала его санация. Почему СББ решился на этот шаг?
В 2011 году ЗАО Нижегородпромстройбанк был присоединен к Саровбизнесбанку с созданием на его базе филиала НПСБ. Этому предшествовала процедура оздоровления (санации) ЗАО Нижегородпромстройбанк, потерявшего финансовую устойчивость в период кризиса 2008 года.
Санация – не универсальная мера, к ней не всегда надо прибегать. Прежде всего, она целесообразна, когда банк значим для отрасли или региона, когда активы банка в целом «живые», они не выведены из банка, не украдены, когда банк дешевле спасти, чем ликвидировать. Хотя в истории проведения санаций были и политические решения.
В случае с Нижегородпромстройбанком финансовое оздоровление было целесообразной мерой. Проблема этого банка была в неэффективном менеджменте, когда активы и пассивы были плохо сбалансированы, не было запаса ликвидности на случай непредвиденных обстоятельств. Мы понимали значение Нижегородпромстройбанка — старейшего самостоятельного банка Нижегородской области — для предприятий и жителей региона. Слишком многие могли пострадать. Когда к нам обратились с предложением принять участие в оздоровлении НПСБ, мы буквально в течение нескольких дней провели анализ ситуации, оценили свои возможности и приняли решение. Считаю: тот факт, что мы в рекордно короткие сроки решили поставленную задачу, вывели НПСБ на прибыль и стабильную работу, положительно повлияло на рост авторитета Саровбизнесбанка.
«Пусть помощь достанется нуждающимся...»
В 2015 году СББ сам имел возможность получить поддержку — от государства. Он вошел в десятку региональных банков, которые могли рассчитывать на докапитализацию от АСВ. Чем был продиктован ваш отказ?
В список банков, которые могли рассчитывать на поддержку от АСВ, вошли только 27 федеральных и 10 региональных кредитных организаций из более чем 700, действующих в стране, и мы, безусловно, позитивно оценили, что СББ оказался в их числе. Это свидетельствует о признании значимости нашего банка для банковской системы. Банк благодарен государству за предложенную помощь, но принял решение отказаться от нее. Отказ от господдержки был продиктован тем, что она нам попросту не требовалась. У СББ отличные показатели достаточности капитала и показатели ликвидности.
Разумеется, 2015 год был не самым простым и для банковского сектора, и для экономики в целом, тем не менее СББ сумел сохранить достаточно высокое качество кредитного портфеля. Размер прибыли превысил 1 миллиард рублей, что выше показателя предыдущего года более чем на 20%. Так что пусть помощь и дополнительный капитал достанутся тем, кто в них действительно нуждается.
В минувшем году у многих региональных банков были отозваны лицензии, что породило мнение об их «вымывании» из системы. Есть ли основания для таких опасений?
Необходимо отметить, что значительная часть проблемных банков была зарегистрирована в Москве. Среди них были и достаточно крупные. Хотя часть региональных банков ушла с рынка, но их проблема была не столько в «региональности», сколько в том, что они занимались либо рискованным кредитованием проектов своих собственников, либо проведением сомнительных операций.
У региональных банков есть целый ряд преимуществ перед федеральными, среди них лучшее знание местной специфики, гибкость, учет индивидуальных потребностей клиента, оперативность в принятии решений. Если банк грамотно использует эти преимущества и разумно оценивает риски, его услуги будут всегда востребованы.
Как сейчас складывается ситуация в сфере кредитования?
На фоне экономических трудностей предпринимательская активность снизилась. Все меньше кредитов берется на развитие, на инвестиционные цели: бизнес опасается вкладывать средства, тем более заемные, в новые проекты, так как трудно просчитать перспективы. Кроме того, возрастающие требования к совершенствованию системы оценки рисков вынуждают банки жестче подходить к оценке финансового состояния заемщиков, что также росту объемов кредитования не способствует.
Население, по крайней мере, тот сегмент ответственных заемщиков, с которыми работает наш банк, изменило модель поведения: многие стали предпочитать больше откладывать, чем тратить. Поэтому «в сезон» практически не было кредитов «на отпуск», большинство стало отдыхать по средствам. Многие отказались от привычки раз в два-три года менять автомобиль.
Что день грядущий нам готовит?
Каковы Ваши прогнозы на предстоящий год?
Прогнозов сейчас хватает: плохие соревнуются с очень плохими. 2016 год будет сложнее минувшего, и сейчас это уже ясно всем. Особых предпосылок для снижения ключевой ставки пока не наблюдается, вклады будут расти гораздо более скромными темпами, если вообще будут — жизнь дорожает. Основная проблема банков сегодня — ухудшение качества активов, особенно это касается розничных кредитов. И такая тенденция, вероятнее всего, сохранится. Тем не менее, я не вижу поводов для паники. Это не первый кризис, который мы переживаем. Для того чтобы пройти через трудные времена банкам необходимо наращивать ликвидность, разумно управлять расходами, совершенствовать систему оценки рисков, расширять продуктовый ряд и повышать способность зарабатывать, в том числе улучшая работу персонала. Всем этим и занимается Саровбизнесбанк.
Коллектив — основа успеха в любом бизнесе, в том числе в банковском. Именно профессиональному и сплоченному коллективу СББ обязан своими успехами. Главным достижением в качестве руководителя банка я считаю то, что мне удалось создать работоспособный коллектив из трех очень разных команд: сотрудников СББ, банка «Гарантия» и НПСБ. В условиях кризиса и жесткой экономии банки нередко идут на сокращение штата. Но это зачастую означает и снижение качества обслуживания. Мы стараемся с людьми не расставаться, а переводить их на те места, где они особенно нужны в данный момент времени.
Как происходило Ваше становление в качестве банкира?
Мы банкирами не родились. Когда я получала первое высшее образование, профессии банкир в России не существовало как таковой. Многому пришлось учиться на практике. Зато позднее, во время обучения по специальности «Банки и банковская деятельность», я и мои сокурсники знали о предмете больше, чем некоторые преподаватели. Работа в банке заставляет постоянно развиваться и повышать свою профессиональную квалификацию. Банкир — это не только экономист, финансист, но и менеджер, юрист, а также немного психолог. Все эти смежные профессии пришлось осваивать.
Банковский сектор является частью экономики. Сейчас теоретики-экономисты спорят о причинах и масштабах кризиса, о том, можно ли на него повлиять, пытаются увидеть «дно». Но нам-то, пока они дискутируют, надо продолжать жить и работать, поэтому мы практически определяем для себя основные риски, потенциальные угрозы и пытаемся с ними бороться.
Как СББ намерен преодолевать экономические трудности в 2016 году?
Мы по-прежнему будем развиваться как универсальный банк, предлагающий свои услуги как физическим, так и юридическим лицам. Отсутствие узкой специализации позволяет уравновешивать риски от тех или иных негативных явлений. Например, специфика сегодняшних кризисных явлений заставляет опасаться наибольших проблем в розничной сфере и в малом бизнесе, а в 2008-2009 годах основные трудности были у более крупных корпоративных клиентов. У нашего банка хорошая «подушка» ликвидности, мы взвешенно подходим к оценке рисков, контролируем расходы, обучаем персонал. И у нас все получится!
В конце 2015 года СББ начал сотрудничество с крупнейшим оператором на рынке life-style услуг для держателей премиальных банковских карт EqvilibriaClub. Какие преимущества в связи с этим получат клиенты банка?
Этот сервис доступен для карт VisaInfinite и кобрендинговых карт #ВпередЗаНижний VisaGold (совместный проект СББ и БК «Нижний Новгород»). Их держатели смогут получать бонусы при бронировании авиабилетов, отелей, столиков в ресторанах, билетов на концерты по всему миру. За этот сервис не придется платить дополнительно, он уже входит в пакет услуг по этим видам карт. За последние несколько лет люди научились ценить и использовать дополнительные возможности банковских продуктов. Если в силу каких-то обстоятельств владельцы карт станут реже выезжать за пределы России, они смогут пользоваться тем же набором услуг внутри страны. Внутренний туризм набирает популярность.
Когда все дома
К слову о внутреннем туризме… Здание СББ, построенное по проекту архитекторов Харитонова и Пестова, входит в число символов Нижнего Новгорода. Оно тоже часть бренда СББ?
Это, действительно, одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода. Когда выбирали семь чудес России, параллельно на одном из нижегородских сайтов шел опрос: что можно считать «лицом» нашего города. В списке оказались здания двух банков — Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ и наше.
Я чувствую себя здесь очень комфортно, атмосфера у нас прекрасная — это отмечают не только сотрудники, но и те, кто к нам приходит. Наверное, архитекторам удалось вложить в этот проект частичку своей души. К тому же здание гармонично вписалось в окружающий ландшафт: оно не теряется на фоне наших могучих соседей с одной стороны (Управление ФСБ по Нижегородской области — Ред.), но и не подавляет прекрасный купеческий особняк с другой. У меня потрясающий вид из окна. Когда за окном цветут липы, кажется, что даже через закрытые окна сюда проникает их аромат.
Наверное, помогает отвлечься от напряженной работы. Женщине-банкиру приходится тяжелее, чем мужчине?
Иногда, чтобы быть «на равных», женщине необходимо делать чуточку больше, чем мужчине. Немного труднее еще и потому, что женщина всегда остается женщиной: на ней дом, забота о семье. Но я стараюсь не просто все успевать, но и не стоять на месте, развиваться. Я отношусь к себе не менее требовательно, чем к своим сотрудникам, а трудностей не боюсь — я к ним готовлюсь.