В современных условиях, когда безналичная оплата уже не роскошь, а средство ежедневного применения, когда от всевозможных финансовых продуктов рябит в глазах, знания финансовой грамотности просто необходимы. Проблема их нехватки сегодня не назрела, а перезрела, говорят специалисты. Об этом свидетельствуют данные последнего мониторинга финансового поведения и доверия населения финансовым институтам. 46% жителей страны признали свою финансовую грамотность неудовлетворительной, а доля тех, кто выставил себе школьную «единицу», выросла с 16% до 20%.
Финансовая грамотность в школе: почему не рано?
«Одно МММ закрыли – появилось второе, и люди снова туда пошли. Открыли третье – и вновь как под копирку. Возможность заработать легкие деньги будто затуманивает глаза. И как тут не вспомнить о великом комбинаторе Остапе Бендере», - говорит руководитель Регионального методического центра по финансовой грамотности на базе Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Анна Руденко.
В РМЦ уверены: финансовую грамотность необходимо прививать еще в школе, ведь свои первые финансовые операции дети совершают совсем в юном возрасте – банально ходят в магазин за продуктами. Школьник должен ориентироваться и в ценах, и уметь соотносить их с качеством товара, и отличить настоящие деньги от фальшивок. Для каждой возрастной категории можно подобрать темы, которые будут интересны и полезны.
что расскажут нижегородским школьникам на уроках финансовой грамотности
Экспертами из Минфина РФ был разработан курс по основам финансовой грамотности, который сейчас проходит апробацию в 15 российских регионах. Нижегородская область – один из них. С начала учебного года по инициативе Регионального методического центра в нашем регионе открыты десять экспериментальных площадок на базе школ, детского дома и техникума. О тонкостях мира денег рассказывают и тем, кто только переступил порог школы, и выпускникам.
1-4 классы
В этом возрасте дети узнают, что такое деньги, и каких видов они бывают. Школьники должны уметь обращаться с наличностью, правильно считать сдачу, совершать оплату через терминал (например, внести деньги на счет мобильного телефона). Очень важно разъяснить и то, каким трудом они достаются родителям. Дети должны понимать, что деньги не берутся из воздуха, поэтому нужно расставлять приоритеты в покупках и различать расходы на товары и услуги первой необходимости и расходы на дополнительные нужды.
5-7 классы
В подростковом возрасте дети всё больше начинают понимать значение денег, поэтому на занятиях можно обсуждать вопросы планирования личного и семейного бюджетов, возможные источники их пополнения и методы контроля за расходами. Ключевыми могут также стать темы, направленные на понимание основных задач и принципов страхования, роли налогов и социальных пособий.
8-9 классы
В этом возрасте некоторые школьники уже получают первый трудовой опыт. В этот период очень важно сформировать у молодых людей осознание того, что необходимо аккумулировать свои сбережения и предостеречь от риска нарваться на финансовых мошенников, которых с каждым годом становится всё больше и больше (предложения легкого заработка, различные СМС и веб-письма о выигрышах и переводе сумм на подозрительные счета, просьбы о финансовой помощи больному, сироте и т. д.).
В числе прочих тем можно дать общее представление о банках и их роли в жизни семьи, валюте в современной экономике. Учащиеся должны понимать, как можно управлять деньгами, какие бывают риски и как с помощью страхования можно защитить себя от негативных финансовых последствий.
10-11 классы
Школьники начинают задумываться о своем будущем: дальнейшее образование, карьера, семья. Всё более актуальными становятся вопросы «на вырост», связанные с банковскими вкладами, фондовыми рынками, кредитами, налогами. Кто-то интересуется возможностью открытия собственного бизнеса: как его создать и не потерять.
Среди модулей программы также планирование будущей пенсии. Старшеклассникам объяснят, что необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
А что в итоге?
Как видим, это не просто «урочные часы», это темы, которые диктует сама жизнь, и погрузиться в них в юном возрасте – значит избежать ошибок в будущем или хотя бы свести их к минимуму. Впрочем, сегодня немало ситуаций, когда и взрослым не мешало бы сесть за парту и освежить, а то и почерпнуть новые знания. Таким образом, проект преследует еще одну цель – через детей обратить внимание родителей на свое финансовое поведение.
Все занятия педагоги проводят в рамках факультативов с использованием нестандартных форм – деловых игр, квестов, игр-путешествий, внеклассных мероприятий, превращая обучение в интересный и увлекательный процесс. В РМЦ рассчитывают, что в перспективе уроками финансовой грамотности будет охвачено больше школ.
Конечно, счастье на одних деньгах не построить, но быть уверенным в завтрашнем дне хочется каждому. Поэтому начинать "строительство", лучше используя проверенные технологии, а не изобретать велосипед. Для этого нужны знания.