Банковские карты стали нашим повседневным платежным инструментом. Мы привыкли к ним и иногда забываем, что карта карте рознь. А ведь правильно выбранная банковская карта поможет не только экономить деньги, но и в ряде случаев – принесет дополнительный доход. О явных и скрытых возможностях современных банковских карт рассказывает Виталий Чайка, руководитель по развитию сети отделений Нижегородского филиала Альфа-Банка.
- Доля безналичных платежей в общем объеме расчетов неуклонно растет. По некоторым данным, уже три четверти россиян пользуются банковскими картами. Достиг ли своего насыщения рынок банковских карт или рост продолжается?
- Уже в начале 2000-х люди получили большие возможности расплачиваться картами за многие товары и услуги там, где им удобно. Этот процесс еще не завершен, рынок продолжает стремительно расти. Например, по данным AnalyticResearchGroup по итогам прошлого года количество безналичных платежей в России выросло на 52%. Это говорит о том, что наличные расчеты населения постепенно сводятся к минимуму. По мнению ряда экспертов, уже лет через десять наличный оборот в нашей стране может сойти на нет.
Кстати, в августе этого года Национальное бюро кредитных историй зафиксировало рекордный рост выдачи кредитных карт: за последний месяц лета потребители открыли 1 млн «кредиток». Мы в Нижнем Новгороде для себя тоже зафиксировали рекорд: за август Альфа-Банк выдал нижегородцам 2300 кредитных карт.
Это говорит о том, что интерес клиентов растет не только к дебетовым, но и к кредитным картам.
- История стремительного роста объемов эмиссий пластиковых карт в нашей стране чем-то напоминает триумфальное шествие на российский рынок сотовых телефонов, не находите?
- Действительно, есть общие черты. Помните, первые телефоны использовались только для звонков и СМС? А сегодняшний смартфон – это целый мир в кармане. Так же и с банковской картой: она становится все интереснее для потребителя, в ней «зашито» много любопытных опций. Банки заинтересованы делать для клиентов все более технологичные и выгодные предложения, в том числе по картам. Так, Альфа-Банк предлагает бесплатное обслуживание карты и бесплатное снятие наличных по всему миру, солидный процент на остаток денежных средств по счету на любой дебетовой карте и весьма привлекательный кэшбэк, который растет при увеличении покупок.
Стоит сравнивать предложения ведущих банков, чтобы найти ту карту, которая учитывает ваш собственный стиль жизни и модель доходов-расходов. Если перейти на такой продукт, можно также получить и более выгодные условия по карте. В последние несколько лет мы видим, что все большее число людей интересуется отдельными преимуществами банковских карт, переходит с одной карты на другую, подбирая продукт для себя, а не просто используют «какую на работе выдали».
- На какие моменты надо в первую очередь обращать внимание при выборе кредитной карты?
- Давайте определимся, для каких целей она вам нужна. Дебетовая - для совершения платежей и накопления? Или кредитная с установленным лимитом - для оплаты текущих покупок, заказов в Интернете, брони гостиниц за рубежом или снятия наличных? Это первый момент.
Выбор карты также может зависеть от вашего образа жизни: много ли вы путешествуете, часто ли передвигаетесь на автомобиле, любите ли ходить в кафе и рестораны и т.д.
Разумно иметь несколько карт. Например, одну зарплатную, на которую приходят средства от вашего работодателя, а вторую – для совершения повседневных платежей или покупок в интернете. Это не только более выгодно, но и логичнее с точки зрения безопасности.
Если вы много тратите в магазинах, ресторанах или часто заправляете свой автомобиль, то выгоднее открыть карту, например, с кэшбэком. Тогда часть ваших трат банк будет ежемесячно вам возвращать. Так, в Альфа-Банке по карте «Cashback» вы получаете до 10 процентов кэшбэка при оплате на любых заправках АЗС, до 5 процентов - при посещении кафе и ресторанов, до 1 процента - на все остальные покупки. Если ваши статьи расходов совпадают с этими категориями, тогда кэшбэк доставит и радость, и выгоду.
- А если я регулярно трачу, но при этом мне нужно и накопить?
- Это вполне взвешенный подход, и такие банковские решения тоже существуют. Такие карты позволяют рационально расходовать средства, разумно сберегать и планировать свои доходы-расходы. Например, в нашем банке для этих целей можно открыть дебетовую карту, которая позволяет получать до 3 процентов кэшбэка и до 7 процентов на остаток по карте. Получается, тратишь или копишь – везде есть свои плюсы.
- По оценкам экспертов, сейчас количество держателей кобрендовых карт составляет около 10% от числа всех пользователей банковских карт. Какие программы лояльности сейчас наиболее востребованы клиентами?
За историю российского «пластика» наибольшей популярностью пользовались, пожалуй, кобрендовые карты с авиаперевозчиками, которые позволяют копить мили.
В Альфа-Банке есть такая дебетовая и кредитная карта «Аэрофлот», она позволяет получать до двух миль за каждый потраченные по карте 60 рублей, 1000 приветственных миль за открытие карты и совершение по ней первой операции. Потратить накопленные мили программы «Аэрофлот Бонус» можно на премиальный билет авиакомпании «Аэрофлот» и альянса SkyTeam, а также на повышение класса обслуживания.
Сегодня у путешественников есть возможность получить преимущества по банковской карте не только за перелет, но и оплачивать бонусами железнодорожные билеты. Кроме того, многие кобрендовые карты позволяют бесплатно снимать наличные за рубежом, и подключать к одной карте счета в разных валютах - включая доллары, евро, даже фунты и франки. Для держателей таких карт банки часто предусматривают и другие приятные бонусы – бесплатный страховой полис, включающий риски при занятии экстремальными видами спорта, возможность арендовать по всему миру со скидками автомобиль. Такая комплексная карта путешественника включает множество полезных опций, вплоть до услуги бесплатной упаковки багажа.
Все эти возможности объединены на карте AlfaTravel. Кстати, по результатам исследования Frank Research Group «Banking reward award 2018» наша карта AlfaTravel признана самой выгодной картой для любителей путешествий.
- Получается, банки сегодня внимательно изучают своего клиента и разрабатывают уже продуманный, «умный» продукт?
- Российские банки за четверть века стали технологичнее и гораздо внимательнее в отношениях с клиентами, предложили множество сервисов, которые заметно облегчают жизнь. Сегодня практически все банки предлагают карты с бесконтактной системой оплаты. Альфа-Банк на протяжении нескольких лет предлагает своим клиентам аксессуары – кольца и браслеты - с функцией бесконтактных платежей (NFC) платежей. Эти модные гаджеты впервые привлекли всеобщее внимание именно на AFP, а затем стали популярны и на стадионах ЧМ-2018.
В линейке продуктов нашего банка есть и карты, ориентированные на молодежь: Альфа-Банка NEXT с узнаваемым дизайном Покраса Лампаса - одного из самых ярких молодых представителей современной каллиграфии. Привлекательной эту карту делает не только внешний вид, но и само содержание - до 10 процентов кэшбэка в зависимости от сумм операций и категорий расходов.
Так что банковская карта теперь не просто платежный инструмент, а способ сэкономить, преумножить. При выборе банковского продукта внимательно изучите все преимущества и программы лояльности, которые предлагают банки и выберете наиболее оптимальное для себя предложение.