В марте текущего года продолжилось вялотекущее развитие промышленности по стагнационному сценарию, без каких-либо фундаментальных признаков оживления, но и без очевидных провалов. Выявлено незначительное ухудшение большинства основных операционных показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли. Такие данные озвучивают авторы бюллетеня «Деловой климат в промышленности в марте 2014 года» Высшей школы экономики.
Наиболее заметные негативные изменения зафиксированы в инфляционной составляющей экономики промышленности. Так, после годового ценового затишья несколько возрос пессимизм респондентов относительно изменения текущих цен как на сырье и материалы, так и на реализуемую продукцию. Второй месяц подряд растет доля предприятий, где увеличиваются «свои» цены на отгруженную продукцию.
Негативная динамика сохранилась в оценках респондентами производственной и спросовой ситуаций. В частности, лишь 18% из участников опроса сообщили, что их предприятия увеличили в марте объем отгруженной продукции по сравнению с предыдущим месяцем. Это повторение самого низкого значения за весь посткризисный период с января 2010 года. Примерно такая же ситуация сложилась и со спросом на их продукцию — лишь 16% респондентов сообщили о его росте. Прогнозы участников опросов относительно данных показателей не отличаются достаточным оптимизмом — большинство предприятий не ожидает серьезного улучшения деловой активности. Причем столь низкие прогнозы по выпуску продукции последний раз были выявлены около двух лет назад.
По данным мартовского опроса, 17% руководителей сообщили о сокращении собственных финансовых средств по сравнению с предыдущим месяцем, а 22% констатировали уменьшение прибыли. Это худшие оценки финансовых показателей за последние пять месяцев.
Продолжилось сокращение численности занятых на крупных и средних промышленных предприятиях. Следует отметить, что за весь посткризисный период доля предприятий, где занятость сохранилась на уровне предыдущего месяца, выглядит достаточно стабильной и составляет чуть более 75%. Однако в той четверти предприятий-участников опросов, где наблюдалась рекрутинговая турбулентность, практически всегда доля предприятий, сокративших занятость, превышала долю увеличивавших штаты. Так, в марте 9% респондентов отметили рост численности работников на своих предприятиях, а 15% констатировали ее снижение.
В результате произошедших в марте изменений основной результирующий композитный индикатор исследования — индекс предпринимательской уверенности по промышленности в целом — сократился на 1 процентный пункт, составив -4%. Такого низкого значения индекса не наблюдалось около четырех лет.
При подготовке бюллетеня использованы результаты ежемесячного опроса руководителей около 5,5 тысяч крупных и средних промышленных предприятий различных видов экономической деятельности, проведенного Федеральной службой государственной статистики.