Нижний Новгород
23 декабря
USD ЦБ
102,34 -1,08
EUR ЦБ
106,54 -1,41
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
8 530,27 -233,40
18+

Эксперт рассказал, как параллельный импорт повлияет на маркетплейсы

ProБизнес
Эксклюзив BankNN
19.04.2022
0
Эксклюзив BankNN
Фото: BankNN

В конце марта в России легализовали параллельный импорт. Соответствующий документ подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Эффективной мерой поддержки бизнеса и потребителей этот механизм назвала и генеральный директор российского онлайн-ритейлера Wildberries Татьяна Бакальчук. Она обсуждала введение параллельного импорта с Федеральной антимомнопольной службой (ФАС). BankNN обратился к эксперту, чтобы разобраться, как новые правила ввоза продукции скажутся на продавцах и покупателях маркетплейсов.

Параллельный импорт — возможность ввоза товаров в страну без разрешения правообладателя. То есть россияне получат доступ даже к тем продуктам, которые страны-производители отказались поставлять на территорию РФ из-за спецоперации в Украине.

Один из главных вопросов к этому механизму — удастся ли избежать поступления неоригинальных товаров на российский рынок. В ближайшее время Минпромторг утвердит перечень товаров, которые будут поступать в Россию путем параллельного импорта. В правительстве пообещали, что к позициям из этого перечня будут применять все необходимые таможенные и контрольные процедуры.

Рассматривая влияние параллельного импорта на маркетплейсы, основатель платформы для управления бизнесом на маркетплейсах Eggheads Solutions Денис Добряков отметил, что контрафакт и раньше был одной из проблем электронных торговых площадок.

Продавец не указывал, что работает с конкретным брендом, но мог вставить узнаваемое имя в описание товара или демонстрировать на фото оригинальный продукт вместо изображений своей «паленки». За такие махинации ответственность перед законом несут не маркетплейсы, а селлеры. С них могут взиматься штрафы для возврата денег недовольным покупателям и возмещения убытков площадки, блокироваться карточки отдельных товаров или целые аккаунты недобросовестных продавцов. Ритейлеры узнают о контрафакте по жалобам покупателей, но самостоятельно обычно его не отслеживают, — рассказал эксперт.

Неоригинальная продукция — один из возросших рисков, под которые попадут российские покупатели после легализации параллельного импорта.

В лучшем случае это будут товары, идентичные оригинальному бренду, но изначально не предназначенные для реализации в России, или произведенные «в серую» — на тех же заводах и по той же технологии, что и официальные образцы. В таких случаях очень сложно выявить подлог как рядовому покупателю, так и эксперту фэшн-индустрии. В худшем случае, можно ждать условные Hike и Abibas из материалов низкого качества, — пояснил собеседник BankNN.

Но с другой стороны при санкциях граждане смогут купить продукты любимой компании, даже если страна-производитель отказалась поставлять их в Россию.

Для торговых онлайн-площадок в целом выгодно введение параллельного импорта, отметил основатель платформы для управления бизнесом на маркетплейсах. За счет товаров ушедших с рынка иностранных брендов селлеры смогут расширить свой ассортимент, а для ввоза продукции в Россию и дальнейшей перепродажи больше не нужны разрешения правообладателей и производителей. К тому же, маркетплейсы получают проценты с продаж и с рекламы. При этом вне маркетплейсов, по мнению Дениса Добрякова, отечественные производители вряд ли смогут занять место ушедших зарубежных брендов.

На стоимость товаров параллельный импорт может повлиять позитивно, так как будет происходить немонопольное образование цены.

Когда продукция поступала централизованно от одного дилера, он один диктовал цены на свои поставки. Теперь же одним брендом будут заниматься несколько компаний и, возможно, кто-то из них сможет оптимизировать издержки и предложить более конкурентную цену. Хотя вполне возможна и обратная ситуация, — оценил эксперт.

Напомним, из-за введения санкций со стороны США десятки зарубежных брендов покинули российский рынок. Приостановлена доставка с популярных сайтов, магазины в торговых центрах временно закрыты. Некоторые компании заявили, что оставят продукцию доступной для россиян, но все инвестиции в российскую часть бизнеса прекращены.