Нижний Новгород
18 марта
USD ЦБ
84,31 -1,26
EUR ЦБ
90,84 -2,76
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
8 071,99 -109,97
18+

Итоги пресс-завтрака НФК

14.01.2014
0

Качество практики коммерческого кредитования, а также уровень развития управления кредитными рисками в российских компаниях оставляет желать лучшего.

 

К такому выводу пришли участники пресс-завтрака, организованного факторинговой компанией НФК 6 декабря в Петербурге.

Поводом для общения с деловыми СМИ города стало исследование, проведенное НФК, в ходе которого компания получила возможность оценить политику коммерческого кредитования и управления дебиторской задолженностью российского бизнеса. В ходе исследования были проведены интервью с топ-менеджментов порядка 250 компаний из разных отраслей и регионов России, относящихся к малому, среднему и крупному бизнесу.

О результатах исследования участникам встречи рассказала Дарья Николаевская, заместитель коммерческого директора НФК. Дарья отметила, что предоставление коммерческого кредита повышает конкурентоспособность предложения компании как для существующих, так и для новых клиентов. Но очевидные выгоды отсрочка платежа дает только при грамотном управлении кредитными рисками, которого, к сожалению, пока не хватает российскому менеджменту: 88% компаний, которые приняли участие в исследовании, предоставляют коммерческий кредит своим покупателям, но при этом только 10% обладают полноценной инфраструктурой, позволяющей оценивать риски неполучения выручки от торговой деятельности и эффективно управлять дебиторской задолженностью. Учитывая тот факт, что около 90% покупателей регулярно допускает просрочки в оплате, сложившаяся ситуация приводит к ухудшению финансового состояния поставщика, а также повышения вероятности реализации риска, связанного с неполучением выручки.

По словам Дарьи Николаевской, несмотря на то, что стараются «ухаживать» за своей дебиторкой более половины опрошенных компаний, периодически напоминая о необходимости погасить задолженность, занимаются эти непрофильные сотрудники, в частности менеджеры по продажам или бухгалтера. Естественно это сказывается и на качестве управления дебиторской задолженностью, и отнимает время сотрудников их основной деятельности.

Отсутствие сбалансированной системы коммерческого кредитования приводит, с одной стороны, к ограничению роста продаж за счет «осторожного» кредитования покупателей, с другой – к регулярным потерям от неоплат. Перемены в данной области деятельности любой компании особенно актуальны в контексте стагнации в экономике, которая характеризуется низкими темпами промышленного роста производства, снижением объемов импорта при отсутствии замещения отечественными товарами, «старением» дебиторской задолженности, а также сокращением доступной ликвидности в стране.

Представители бизнеса - отмечают, что сейчас покупатели либо начинают требовать отсрочку, либо просят её увеличить. Соответственно, с дебиторской задолженностью необходимо работать так, чтобы рисковый актив стал источником внутреннего роста, которые необходим тогда, когда на предпосылки для роста из вне рассчитывать не приходится.

Среди эффективных инструментов управления кредитным риском есть и факторинг, использование которого исключает вероятность неполучения выручки от продаж и удовлетворяет потребность бизнеса в финансировании оборотного капитала.

Среди дополнительных ценностей факторинга, Дарья отметила качественную оценку контрагентов и последующий мониторинг их финансового состояния, ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и улучшение ключевых финансовых показателей компании, а также возможность снизить стоимость закупок и оптимизировать кредитных портфель.