«Лето Банк» - новый российский банк, созданный финансовой группой ВТБ. Появившийся на рынке в прошлом году, сегодня он уже взял курс на масштабное развитие сети по всей России. Более того, по амбициозным планам кредитной организации, серьезную долю рынка она должна занять уже к 2016 году. По крайнее мере, речь ведется о размере не менее чем 30% в секторе POS-кредитования. Именно такой начальный объем руководство самого «Лето Банка» считает экономически оправданным.
Чем примечателен новый банк? Пожалуй, первое, что бросается в глаза и остается на слуху – название. «При его выборе нам надо было решить несколько задач: чтобы не было аналогий с ВТБ, и чтобы наименование вызывало у людей положительные эмоции, - сказал Георгий Горшков, первый заместитель президента-председателя правления «Лето Банка». – Мы специально приглашали британских экспертов по созданию брендов. Долго определялись с возможными «именами». В итоге получился список из тысячи названий, от которого, в результате различных согласований и юридических проверок, осталось пять. Когда увидели «Лето», подумали: «Почему бы и нет? Лето в России бывает редко и вызывает у людей приятные ассоциации». Акционеры нашему выбору, конечно, удивились, но потом сказали, что если результат будет, то пусть останется такое название». Кстати, помещения своих офисов «Лето Банк» предпочитает создавать тоже в яркой летней цветовой гамме. По словам Георгия Горшкова, в клиентских центрах банка нет касс, между клиентом и банковским сотрудником нет перегородок, а директор клиентского центра всегда находится в зале на случай помощи клиентам.
Список клиентов «Лето Банка» пока не очень большой, поскольку ограничен только потребительским кредитованием наличными и ссудами в торговых точках. В разработке на реализацию в текущем году – кредитные карты и денежные переводы. Следует отметить, что «Лето Банк» не озвучивает идей о своей будущей универсальности и претензии на тотальный охват всего рынка. Речь идет лишь об обслуживании населения с невысоким уровнем доходов. По словам Георгия Горшкова, новый банк создан как органичное дополнение розничного бизнеса Группы ВТБ для долгосрочной и успешной работы на массовый и нижнемассовый сегмент. В СМИ «Лето Банк», сразу же после его появления на рынке, окрестили «ВТБ-экспрессом», намекая на клиентскую аудиторию, чрезвычайно малый пакет документов, скорость принятия решений и в целом всю создаваемую демократичность. В банке, действительно, не спрашивают 2-НДФЛ, а весь пакет документов порой сводится лишь к паспорту. Но и суммы кредитов здесь отличаются от предлагаемых другими банками. Так, средняя сумма CASH-кредита равна 146,7 тыс. рублей при средней ставке в 32% на средний срок в 40 месяцев. Средняя сумма POS-кредита – 23,8 тыс. рублей при средней ставке в 28% примерно на 14,4 месяцев.
«Свою миссию мы видим в том, чтобы сделать банковские продукты более доступными для широких слоев населения, - отметил Георгий Горшков. – На это нацелено абсолютно все. Даже договоры с клиентами. Мы отказались от «талмудов», характерных для банков, и составили договор на одном листе. В нем даже нет ссылок и мелкого шрифта. Это наша принципиальная позиция. Мы должны быть максимально понятны любому клиенту». Но привлекать клиентов банк намерен не только упрощенной документацией, ярким интерьером и качественным обслуживанием. Самым пунктуальным клиентам, своевременно совершающим платежи по кредиту, банк готов давать так называемую «супер-ставку». Ее суть в том, что от ставки, под которую изначально брался кредит, вычитается 10% и эта сумма возвращается на счет клиента. Условно, при оформлении 400 тысяч рублей на четыре года клиент получит обратно примерно 80 тысяч рублей. Чем привлечь вкладчиков банк пока не может ответить подробно. Явным плюсом для него является отсутствие в негусто населенных пунктах крупных кредитных организаций, кроме Сбербанка. «Что мы можем предложить клиентам, чтобы они не ушли в Сбербанк, - надо очень хорошо подумать продолжил Георгий Горшков. - Объем нашего кредитного портфеля в этом году составит более 20 миллиардов рублей, сегодня нас фондирует наш акционер - ВТБ 24. у него депозитный портфель – триллион рублей. На объеме в триллион профинансировать 20 миллиардов кредитного портфеля не так сложно. Но должно произойти несколько событий: мы должны получить реальное присутствие в каждом крупном федеральном округе и в городе –миллионнике; у клиентов в должен быть интерес хранения денег у нас; привлечение депозитов на счета в»Лето Банк» должно быть экономически оправданным. А у ВТБ24 стоимость фондирвоания немного ниже, чем у значительного количества банков рынка розничного кредитования. Поэтому вклады - то это точно не перспектива 2013 года, может 2014-2015-го. Я почти уверен, что мы к этому придем. Мы также намерены отставать от остальных в Интернете. Сейчас у нас в разработке находится онлайн-заявка на персональную ссуду, а также WEB-POS-кредитование, когда люди могут взять что-то в кредит в Интернет-магазинах».
На Нижегородскую область «Лето Банк» строит амбициозные планы: в этом году, в дополнение к уже открытым четырем клиентским центрам в Нижнем Новгороде, планируется добавить один в Арзамасе и один – в Дзержинске. По словам Оксаны Умновой, управляющего Нижегородским областным центром «Лето Банка», все населенные пункты с численностью до 30 тысяч человек будут покрыты стойками продаж. Количество партнеров по POS-кредитованию уже в этом году планируется увеличить с 200 до 700. Определены и основные направления расширения сети банка: первое – Выкса; второе – Балахна, Заволжье, Городец; третье – Арзамас, Саров, Починки, Шатки; четвертое - Шахунья, Семенов, Бор; пятое – Кстово, Сергач и шестое – Павлово, Богородск, Ворсма.