С 2021 года за услуги финансового омбудсмена будет взиматься «абонентская плата» с финансовых организаций.
Финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен — это служба, появившаяся в России в 2018 году. Цель данной службы — помогать гражданам и финансовым организациям решать денежные споры, не доводя дело до суда. Обратиться в нее можно было в случаях вопросов по ОСАГО, проблем с микрофинансовой организацией (МФО), со стаховой компанией.
Полномочия омбудсмена постепенно расширяются. С 1 января 2021 года финансовый уполномоченный начал принимать потребителей с претензией на банк, кредитный потребкооператив, негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или ломбард.
По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о полном или частичном удовлетворении его требований или об отказе в удовлетворении требований потребителя. Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после его подписания. Если финансовая организация не исполнила решение в установленный срок, потребитель может обратиться к финансовому уполномоченному за выдачей удостоверения, которое является исполнительным документом. Для финансовой организации решение омбудсмена является обязательным и может быть исполнено принудительно (через службу судебных приставов).
Служба финансового омбудсмена работала бесплатно (за исключением обращения через посредника) для потребителей финансовых услуг, не говоря уже о финансовых организациях. Однако с этого года банки, НПФ, МФО и прочие организации будут платить взносы — «абонентскую плату» за наличие в стране подобного института. Она предусмотрена даже в том случае, если спор с потребителем решился в пользу компании. Базовый тариф составит 18,6 тыс. рублей. При удослетворении требований потребителя, он будет равен 27,9 тыс. рублей, а при отказе — 9,3 тыс рублей.
Страховые компании освобождены от данной платы. В службе финансового уполномоченного такое исключение не объяснили.