Ассоциация российских банков (АРБ) подготовила отрицательное заключение на законопроект Минфина, опубликованный на сайте ведомства в ноябре. Министерство предложило информировать клиентов банков о полной стоимости кредита, изменив правила оформления кредитных договоров и обязав банки уведомлять каждого клиента об изменениях в комиссиях. В договорах должна быть вся информация о стоимости займа, ее Минфин предлагает печатать максимально крупным шрифтом в рамке в правом верхнем углу, следует из законопроекта. Направлять уведомления заемщикам кредитные организации могут по почте или иным способом, предлагает министерство. Об этом сообщает интернет-варсия газеты "Ведомости".
В заключении АРБ говорится, что дополнительные требования к форме информирования заемщика являются необоснованными и лишними. Вопрос ознакомления заемщиков с полной стоимостью кредитов должным образом урегулирован в действующих законах. "Банки в договорах с клиентами прописывают всю информацию, этого достаточно, поскольку по данному вопросу нет судебной практики", - считают лоббисты из АРБ. Кроме того, указанные дополнения ограничивают право сторон договора на обмен документов или заключение сделки другим способом, следует из заключения.
Минфин предлагает обязать банки оповещать клиентов об изменениях комиссий за 45 дней до вступления их в силу. Это слишком большой срок, считает АРБ и предлагает сократить его до 30 дней: это позволит банкам быстрее реагировать на изменения на финансовых рынках. Возникающие в связи с этим риски могут привести к увеличению размеров комиссий, следует из заключения. Длительные сроки уведомлений также увеличат сроки внедрения новых банковских продуктов. Мировая практика — 30 дней, этого времени достаточно, чтобы клиент мог, если захочет, отказаться от услуг, а банк — гибко реагировать на рыночные изменения.
Индивидуальное уведомление клиентов по почте АРБ считает излишне затратным - это, по мнению лоббистов, приведет к удорожанию банковских услуг. Ассоциация предлагает использовать другие способы рассказать клиентам об изменениях договоров: sms-сообщения, электронные письма, сообщения на сайте банка в личном кабинете клиента, а также телефонные звонки.
Оформлять согласие потребителя на выполнение отдельных услуг нецелесообразно, поскольку банковские услуги часто являются комплексными и нельзя определить, какая из услуг основная, а какая комплексная, пишут специалисты АРБ. Они приводят как пример договор банковского счета, предусматривающий выпуск и обслуживание банковской карты. Увеличение документооборота приведет к росту расходов клиентов, отмечает ассоциация. "С одной стороны, договоры на каждую услугу — правильная инициатива, но с другой — большинство клиентов не читают то, под чем подписываются, а банкам придется завести целые службы под бюрократию", - иронизирует вице-президент Национального резервного банка Антон Дорохов.
Источник: