Чего опасаются современные бизнесмены? Ответ вряд ли изменился за последние десять, сто и даже тысячу лет. Во все времена самым чудовищным сном для бизнесмена было разорение. Крах, одномоментное перечеркивание всех моральных, интеллектуальных и финансовых вложений, всех усилий, устремлений и планов. Что дальше? Как пережить такое? А, может, следует задать себе вопрос иначе? Например, как избежать разорения?
Вчера, 7 февраля, представители разных видов и уровней финансовых и коммерческих организаций Нижегородской области обсуждали это на круглом столе "Совета директоров", организованном журналом National Business. Непосредственно темой встречи стала информационная безопасность бизнеса. Всего три слова, за которыми может стоять как триумф, так и жестокое поражение, миллионные и даже миллиардные убытки.
Информационный век бросает бизнесменам новые вызовы. Человечество долгое время ставило себе на службу информационные технологии, а сегодня в любой момент рискует стать их рабом. Огромные потоки конфиденциальных данных, "прокачиваемых" через главные серверы организаций, находятся под постоянным прицелом просто любопытствующих и разного рода мошенников. Не дремлет и разведка конкурентов, которая для выяснения секрета вашего бизнеса может не погнушаться как техническими приспособлениями, так и иными вариантами сбора сведений.
Деньги любят тишину
"Информация традиционно утекает по трем основным каналам: через технический персонал, всех остальных сотрудников и руководство/собственников, - провел распределение управляющий партнер ГК "ИНТАЛЕВ" Сергей Львов. - Таким образом, риск есть у всех, поскольку гипотетически охватывается вся компания. Конечно, самая лакомая добыча для "шпионов" - болтливый руководитель или собственник. Это самый достоверный и малозатратный, а то и вовсе бесплатный, способ разведывания информации. Не случайно существует высказывание, что деньги любят тишину. Не так давно в одном из регионов владельцы крупной торговой сети начали "проседать" в бизнесе. Срочно требовалось разработать новую стратегию развития. Вложили в это огромную сумму денег. Все шло отлично, проект уже готовился к запуску, как вдруг на одной из выставок владелец, рассчитывая, что уже никто не опередит, прилюдно выдал все планы развития. Карты были раскрыты, конкуренты мгновенно использовали полученную информацию в свою пользу. В итоге герои данной истории остались ни с чем: вложенные деньги "вылетели в трубу", будущее торговой сети теперь вызывает множество вопросов. Соперникам же не понадобилось ни копейки для выяснения уровня конкурентоспособности противника".
Основными информаторами довольно часто, по замечанию собравшихся, становятся сотрудники организаций. Чтобы избежать таких неприятных ситуаций, в компаниях рекомендуется тщательно разрабатывать и большое внимание уделять корпоративной культуре. "Недавно мы проводили опрос на своем сайте и выяснили, что больше трети людей готовы раскрывать конфиденциальную информацию, если уверены, что она не пойдет дальше, - отметила директор Нижегородского филиала HeadHunter Софья Исакова. – Они не считают это чем-то криминальным. Причем впоследствии трудно доказать, что информация "утекла" из-за кого-то проговорившегося. В своей компании мы взяли за основу принцип лояльности к сотрудникам: каждый осознает, что организация для него своего рода семья, что все здесь взаимосвязано, и что каждый несет ответственность перед другими за свои слова и действия".
Генеральный директор ЗАО "ТМ СЕРВИС" Юлия Крузе одним из принципов сдерживания сотрудников от чрезмерной коммуникабельности считает подписание на начальном этапе договора о неразглашении информации. "На законодательном уровне прописано, какая информация компаний не подлежит закрытию, - сказала она. – "Шифрование" остальных сведений – широкое поле для творчества владельцев бизнеса. И если в организации действует, например, принцип неразглашения информации о зарплате каждого отдельного сотрудника, то он должен соблюдаться. Двадцать лет занимаюсь юридической деятельностью и очень люблю экспериментировать с банками: регулярно спрашиваю у сотрудников, сколько они зарабатывают. До сих пор ни один не рассказал. Считаю, что это важный показатель надежно выстроенной структуры работы с персоналом в данных организациях. Ведь за разглашение тайны можно лишиться не только какой-то части заработной платы, но и непосредственно рабочего места. Между прочим, неразглашение распространяется, в том числе, и на самый близкий круг: супруги, родители, родственники, близкие друзья сотрудника также не должны знать, сколько он зарабатывает, если подписан соответствующий документ".
Но если на действующих сотрудников можно как-то повлиять, то что делать с бывшими? С ними специалисты предлагают сотрудничать. "Небезызвестно, что некоторые крупные компании в качестве отступных предлагают экс-сотрудникам за молчание денежные "парашюты", - напомнила Юлия Крузе. – На мой взгляд, вполне правильный вариант. Но в идеале не следует отдавать сразу всю сумму, а выплачивать бонус постепенно: по итогу года, двух, трех лет – в зависимости от того, на какой срок заключен договор о неразглашении после увольнения".
"Лучший вариант предотвратить распространение информации бывшими сотрудниками – быстро развиваться, - высказала мнение Софья Исакова. – Если информация, которую могут использовать против вас конкуренты, актуальна только месяц-два, то вам нечего опасаться".
Компетенция как гарантия защиты
Директор "Агентства конкурентной разведки "Информант" Борис Воронцов, в свою очередь, отметил, что до сих пор многие собственники компаний проявляют в вопросах защиты бизнеса вопиющую безграмотность. «К этой теме подходят крайне легкомысленно, - сказал он. – Вроде кому мы нужны, не будем тратить деньги на всякую ерунду". "В таких случаях я всегда привожу аналогию с жильем, - выразил отношение к вопросу Денис Ефременко. – Пытаясь защитить свое имущество, мы устанавливаем в квартирах металлические двери. Если в квартире есть какие-то значительные ценности, то устанавливаем еще и сигнализацию. И никто не удивляется такому поведению! Но как только речь заходит о безопасности бизнеса, то здесь мы даже двери не устанавливаем: заходи кто хочешь, бери что хочешь! К чему может привести такая открытость – напоминать излишне".
В то же время эксперты сошлись во мнении, что закрывать абсолютно всю информацию по организации также экономически нецелесообразно. В этом случае компания рискует потерять связь с рынком, и это может серьезно ударить по ее финансовому положению. "Надо избегать юношеского максимализма и придерживаться золотой середины, - сказал Сергей Львов. – Необходимо ставить знак равенства между безопасностью и компромиссом. Все мы знаем, что можем при определенных обстоятельствах "схватить" пулю на улице, но продолжаем ходить по улицам. То есть угроза есть, но она только предполагаема. Так и в бизнесе: надо расписать все возможные риски и способы противодействия им на каждом этапе. При этом не стоит исключать ни человеческий, ни технический фактор".
"Озадачиться вопросами безопасности должен именно собственник, - подвел один из итогов встречи директор Регионального Центра Международной торговли Павел Солодкий. – Поднимать проблему снизу – бессмысленно. Стоит рассмотреть сегментирование функций бизнеса, так его значительно сложнее атаковать. В целом одним часом беседы здесь не обойтись. Информационная безопасность - довольно емкая и многогранная проблема, охватывающая не только определение необходимости защиты информации, но и то, как ее защищать, от чего защищать, когда защищать, чем защищать и какой должна быть эта защита".
Участники "Совета директоров":
- Ванин Владимир Игоревич, бизнес-тренер, основатель компании "ОптимИСТ"
- Воронцов Борис Львович, директор "Агентства конкурентной разведки "Информант"
- Дмитриева Евгения Николаевна, генеральный управляющий отеля "Дипломат"
- Ефременко Денис Викторович, директор Нижегородского филиала ОАО "Ростелеком"
- Исакова Софья Григорьевна, директор Нижегородского филиала HeadHunter
- Крузе Юлия Львовна, генеральный директор ЗАО "ТМ СЕРВИС"
- Львов Сергей Михайлович, управляющий партнер ГК "ИНТАЛЕВ"
- Пистонов Александр Владимирович, директор ООО "Агентство Владельческого Консалтинга"
- Русов Николай Юрьевич, управляющий филиалом "Нижегородский" банка "Глобэкс"
- Солодкий Павел Михайлович, директор регионального Центра Международной торговли
При использовании материалов ссылка на www.banknn.ru обязательна.