В кризис люди тянутся к вечным ценностям, в том числе и к золоту. Популярность инвестиционных монет возросла настолько, что на всех желающих их просто не хватает. Ожидая дальнейшего роста спроса осенью, банки сейчас стараются пополнить свой «золотой запас».
Монетизация наличности
Повышенный интерес граждан к инвестиционным монетам, в особенности к золотым, возник одновременно с запуском механизма «плавной девальвации» рубля в конце прошлого года.
«Граждане тогда стремились избавляться от рублей, — напоминает начальник отдела по работе с драгметаллами Ланта Банка Ирина Лозинская. — Многие уходили с рынка акций и вкладывали деньги в валюту и золото. Поскольку монеты — абсолютно ликвидный инструмент, с их реализацией обычно не возникает никаких проблем».
За январь — февраль в ВТБ 24 распродали все монетные запасы. В Номос-Банке спрос на инвестиционные монеты в первом полугодии вырос примерно на 50% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. В Абсолют Банке с января по июль их уже продали больше, чем за весь 2008 год. Сбербанк купил в прошлом году у Центробанка около 500 тыс. золотых монет «Георгий Победоносец» и в этом году приобретет еще больше.
Сейчас в силу сезонного фактора ажиотажного спроса на монеты не наблюдаются. К осени, однако, как ожидают банкиры, интерес населения к этому инструменту сбережения средств снова вырастет.
Проблема в том, что монет может не хватить на всех желающих. В Ланта Банке пожаловались, что на первое полугодие подавали заявку в ЦБ на покупку 30 тыс. штук, но она была удовлетворена лишь на 30%. В Сбербанке, ВТБ 24 и Абсолют Банке также подтвердили, что обращались в Центробанк с просьбой увеличить лимиты выделяемых монет. «Когда их нет в достаточном количестве, мы вынуждены «тормозить» запущенный механизм, ограничивать число подразделений, оказывающих эту услугу, — говорит вице-президент банка Юлия Деменюк. — И клиенты не всегда могут их приобрести».
В ЦБ пошли банкам навстречу и увеличили запланированный на этот год объем выпуска с 500 тыс. до 1,5 млн штук. Однако 75% из них достанется Сбербанку, который традиционно является крупнейшим покупателем инвестиционных и памятных монет.
Выгодные приобретения
Банк России выпускает два вида монет из драгоценных металлов — памятные и инвестиционные.
Памятные имеют очень ограниченный тираж и высочайшее качество чеканки. Они своего рода произведения искусства и представляют интерес для нумизматов. Такие монеты имеют достаточно высокую стоимость сами по себе и, кроме того, облагаются налогом. «Когда мы покупаем памятные монеты в Центробанке, платим налоги, когда продаем их клиентам, они тоже платят НДС, — рассказывает начальник управления розничных пассивных и комиссионных продуктов Абсолют Банка Елена Новикова. — В итоге налог в 18% оказывается дважды «зашит» в стоимость монеты. А инвестиционные монеты, не облагаемые налогом, стоят намного дешевле».
Например, в Абсолют Банке памятная серебряная монета из серии «Памятники архитектуры» («Одигитриевская церковь», номинал — 3 рубля, масса — 31,10 г, тираж — 10 тыс. штук) стоит 2 100 рублей — почти на 140% дороже инвестиционного серебряного «Георгия Победоносца» такого же номинала и веса с тиражом до 50 тыс. штук.
Инвестиционные монеты чеканят обычным способом из золота и серебра. У них достаточно большие тиражи и более доступная цена. Банкиры отмечают, что наибольшим спросом у россиян пользуются именно инвестиционные монеты из благородного желтого металла.
«ЦБ ежедневно устанавливает на них котировки, в которые закладываются цена металла, привязанная к лондонскому фиксингу по золоту, а также стоимость работ по изготовлению самой монеты, — рассказывает Елена Новикова. — Но поскольку чеканка там применяется стандартная, цена инвестиционных монет близка к текущей стоимости золота».
Согласно котировкам Банка России на 23 июля, стоимость золотой монеты «Георгий Победоносец» (номинал — 50 рублей, содержание чистого металла — 7,78 г) составляет 7 883 рубля 19 копеек. Чуть меньше стоит и золотой «Червонец» (номинал — 10 рублей, содержание чистого металла — 7,74 г) — 7 704 рубля 84 копейки. По этим ценам монеты покупают банки, клиентам же они обходятся несколько дороже. В Номос-Банке золотой «Георгий Победоносец» стоит, например, 8 700 рублей, в Абсолют Банке — 10 190.
Ровно год назад, согласно котировкам ЦБ, золотой «Георгий Победоносец» стоил 5 966 рублей 16 копеек, а «Червонец» — 5 831 рубль 2 копейки. В итоге за год отпускная цена на инвестиционные монеты из желтого металла выросла более чем на 30%. «Исходя из цен на монеты, которые у нас были год назад, доходность можно определить на уровне примерно 20%», — говорит Елена Новикова.
Золото, нефть и успокоительные лекарства
Благородный желтый металл не зря называют «тихой гаванью». Не обещая мгновенной прибыли, золото, тем не менее, не столько подвержено «ударам судьбы», как те же нефть, акции или валюта.
Зато за последние три года рост стоимости тройской унции (comex.GC) составил более чем 46%. Если же взять больший срок, например 10 лет, то с июля 1999 года по июль нынешнего унция золота подорожала на 263% — с 256,3 до 931,2 доллара.
Нынешний кризис произвел тотальную переоценку материальных ценностей. Но, как полагает аналитик Банка Москвы Евгений Григорьев, золото пострадает меньше других. «Если, согласно самым пессимистичным сценариям, цены на нефть упадут более чем в 2 раза, стоимость золота снизится процентов на тридцать, — рассуждает он. — И конечно, меньше успокоительных лекарств выпьет тот, кто вкладывал средства в золото».
По мнению банкиров, благородный металл предназначен для долгосрочного вложения средств, и это также касается инвестиционных монет. Сейчас, к примеру, спред между покупкой и продажей банками монет достаточно большой, отмечает Елена Новикова. «Он может достигать 10%, поэтому купить монету и через короткое время продать ее будет очень невыгодно», — констатирует она.
«По большому счету, золото — это инструмент накопления и передачи богатства из поколения в поколение, — утверждает Евгений Григорьев. — Это тот неснижаемый остаток, который требуется каждому инвестору для сбережения своих активов».
Инвесторы и ювелиры
По словам банкиров, монеты приобретают совершенно разные категории граждан. Есть небогатые россияне, которые покупают изредка по 1—2 штуки. Более состоятельные клиенты, целенаправленно инвестирующие в золотые монеты, иногда берут целые партии — по сто и даже по тысяче.
Основная целевая аудитория — молодые люди, которые активны в выборе инвестиционных инструментов. «Многие задумываются о том, чтобы таким образом сберегать средства на будущее, — рассказали в одном банке. — Сразу купить большую партию могут позволить себе далеко не все, но можно ежемесячно, скажем, приобретать по монете и таким образом делать инвестиции на будущее для себя и своих детей».
Впрочем, иногда покупают монеты с другими целями. «Среди наших клиентов немало производителей ювелирной продукции, — замечает Ирина Лозинская из Ланта Банка. — Так как инвестиционные монеты не облагаются НДС, приобретать их выгоднее, чем те же слитки».
Татьяна Терновская
Источник: Banki.ru