Март 2022 года поделил российский рынок на «до» и «после». Зарубежные бренды массово покинули страну после начала СВО на Украине. Но это сказалось не только на отечественной экономике, но и на финансовом положении ушедших компаний, а в некоторых случаях и на экономике их стран. Стоит ли ожидать возвращения иностранных брендов в Россию, Banknn.ru рассказала доцент РЭУ им. Плеханова Маргарита Наследникова.
Проблема заключается в том, что уход одной компании может повлиять на всю индустрию по принципу домино: отсутствие комплектующих ставит под угрозу производство, нехватка сырья вызывает ажиотажный спрос и рост цен, что провоцирует инфляцию.
Усугубляет ситуацию массовость — чаще всего уходит не отдельный бренд, а целая компания, которой принадлежит несколько бизнесов.
При этом уход брендов не выгоден обеим сторонам конфликта. Компании потеряли значительную прибыль и большой сегмент российского рынка, что не может не повлиять на их эффективность, а в отдельных случаях может привести к экономическому кризису не только отдельную компанию, но все государство. Рано или поздно приведет к снижению политического давления на бизнес и даст возможность компаниям вернуться к своим потребителям
Вернуться в Россию бренды все еще могут, считает эксперт. Для этого им придется сменить собственника или названия, как уже сделали многие компании.
Также существует возможность параллельного импорта, при котором товары покупают за границей и привозят в страну без согласия производителя.
Но в период «заморозки» и приостановки работы иностранных компаний российский рынок не стоит на месте — многим товарам уже найдены аналоги, девиз «покупай свое» становится все популярнее при выборе бренда. Многие российские предприятия быстро встали на путь импортозамещения, в связи с чем потребность в товарах известных ушедших брендов может отпасть, и дорога на отечественный рынок для зарубежных компаний будет закрыта.