К 1 марта из правительства в Кремль должны прийти замечания на подготовленные в конце прошлого года изменения в Гражданский кодекс. Их авторы из Совета по кодификации настаивают, в частности, на ужесточении требований к уставному капиталу компаний, ссылаясь на опыт Европы, — там открыть фирму стоит до 25 тыс. евро. Информация появилась на сайте РБК daily. Против начинания выступили Минэкономразвития и бизнес: там считают, что такие нормы только затруднят регистрацию компаний.
В Совете по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства поясняют, что в законопроекте предлагается увеличить сумму, необходимую для формирования уставного капитала, и более четко определить активы, которые могут вноситься в уставный капитал.
«Сейчас по закону можно хоть носовой платок использованный оценить в 10 тыс. руб. только потому, что он дорог его владельцу как память, и внести его в уставный капитал. Были случаи, когда в уставном капитале юрлица были только учредительные документы компании. Это несет риски для контрагентов, поскольку, по сути, собственники компаний ничем за свои действия не отвечают», — высказывает точку зрения зампред совета Евгений Суханов.
Ориентиром станет западный опыт. В частности, в Германии для создания фирмы нужно 25 тыс. евро, в Голландии — 17 тыс. Для России конкретная сумма ещё будет обсуждаться, говорят в совете. Это может быть как денежная сумма, так и другие активы, которые имеют ценность для кредиторов. Например, если речь идет об интеллектуальной собственности, это патенты, «а не мифические ноу-хау».
Членов совета считают, что инвесторы будут более активно приходить в Россию, если в стране будет более стабильное, ориентированное на Евросоюз законодательство, как в Германии, Швейцарии или Голландии.
Норма об увеличении уставного капитала входит в пакет поправок в Гражданский кодекс. Законопроект был представлен президенту 30 декабря прошлого года, к 1 марта ожидается поступление замечаний из правительства. В Совете по кодификации говорят, что процентов на 80—90 в правительстве поддерживают подготовленный вариант, однако остаются дискуссионные моменты, в частности с Минэкономразвития.
Глава совета Вениамин Яковлев отметил, что позиции совета и министерства расходятся, прежде всего, в отношении нормы об уставном капитале юридических лиц. Вчера на официальном сайте Минэкономразвития появилось письмо статс-секретаря, замминистра Игоря Манылова, в котором выражена официальная позиция ведомства.
В Минэкономразвития не отказываются от самой идеи введения «твердого» уставного капитала в перспективе, но считают, что «целесообразно предусмотреть постепенный и длительный переход к реализации этой идеи». При этом в министерстве не видят причин резко повышать его минимальный уровень. «В настоящее время в иностранных правопорядках существует обратная тенденция к снижению размеров минимального уставного капитала», — говорится в документе. В ведомстве также полагают необходимым предусмотреть возможность оплаты минимального уставного капитала денежными средствами посредством их перечисления на расчетный счет.
Идеи совета не нашли понимания не только у министерства, но и у бизнеса. «Не совсем понятна отправная точка этих предложений», — констатирует президент «Деловой России» Александр Галушка. По мнению предпринимателя, такие нововведения создадут новые барьеры при регистрации компаний, которые «нельзя назвать оправданными» и которые ухудшат инвестиционный климат в стране.
В организацию «ОПОРА России» уже поступают обращения от представителей малого бизнеса, которые обеспокоены этими изменениями, рассказывает начальник юридического отдела организации Ирина Юнкман. «Установление такой планки для многих малых предприятий окажется непосильным. Это может привести как к ликвидации предприятий, так и к их уходу из легального бизнеса», — прогнозирует эксперт.
Бизнес считает недопустимым брать пример с западной правовой системы. «Это огромная методологическая ошибка, нельзя навязывать нормы развитых стран развивающимся», — полагает г-н Галушка. «Если уж мы заимствуем нормы Германии, то давайте возьмем в первую очередь благоприятную административную среду и отсутствие коррупции и рейдерства», — предлагает он.
В Германии, на которую ориентируется Совет по кодификации, уже пошли по пути упрощения регистрации, рассказывает г-жа Юнкман. Так, с 2008 года действует упрощенная форма ООО (Mini GmbH), уставный капитал которой начинается от 1 евро. Компания просто должна будет отчислять часть прибыли на создание полноценного уставного капитала, предусмотренного для GmbH. «Это свидетельствует о желании государства, упростив административные процедуры, привлечь в бизнес новые силы», — полагает г-жа Юнкман.
Все зависит от того, насколько повысят суммы, которые придется вносить предпринимателям, считает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. 20—30 тыс. руб. не создадут дополнительной проблемы, другое дело, если сумма уставного капитала будет порядка 1 млн. «Тогда это будет удар именно по малому предпринимательству, эти действия приведут к монополизации экономики», — говорит он. И тем более эти поправки не защитят рынок от недобросовестных бизнесменов, считает он. «Тот, кто хочет обмануть, тот обманет государство и как индивидуальный предприниматель, например, зарегистрирует все имущество на родственников», — в заключение приводит его слова источник.