Нижний Новгород
27 января
USD ЦБ
98,26 -0,83
EUR ЦБ
103,19 -0,47
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
8 669,76 -97,66
18+

Visa и MasterCard повышают цены

21.03.2011
0

Международные платежные системы Visa и MasterCard в прошлом году повысили комиссии при обслуживании пластиковых карт, чем оказались очень недовольны российские банки, пишет РБК daily. Кредитные организации перекладывают свои расходы на торговые точки, а те, в свою очередь, — на потребителей,  в результате чего повышаются цены на товары.

Источник сообщает, что ему стали известны размеры секретных комиссий, которые международные платежные системы устанавливают для банков-эквайеров, то есть для кредитных организаций, обслуживающих карты в торговых точках. У обеих платежных систем комиссии за обслуживание карт премиум-сегмента существенно выше, чем комиссии для обычных карт. Если расплачиваться в магазине картой Visa Infinite, то банк-эквайер перечисляет платежной системе 2,1% от суммы платежа, по картам Visa Platinum и Visa Business — 1,98 и 1,85% соответственно. Эти комиссии взимаются независимо от того, в какой конкретно точке расплачиваться. По Visa Classic и Electron  размеры комиссий зависят от того, в какой торговой точке происходит оплата: за коммунальные платежи комиссия составляет 0,5%, в системе питания фастфуд — 0,5—0,8%, в мобильной коммерции и при оплате авиабилетов — 1%, в остальных торговых точках — 1,3%.

У MasterCard для банков-эквайеров сейчас действуют следующие комиссии: при оплате коммунальных услуг — 0,5% от суммы платежа, при оплате авиабилетов — 1—1,6%, при оплате в системе питания фастфуд и во всех остальных точках — от 1,4 до 2,3%. Минимальные комиссии уплачиваются при оплате простыми картами, такими как MasterCard Standard, максимальные взимаются с карт категории премиум, например, MasterCard World и World Signia.

Платежные системы рассчитывают и устанавливают эти комиссии для банков-эквайеров, которые потом перечисляют их с оборотов в торговых точках в платежную систему. Часть из этих комиссий достается банку — эмитенту карточки, которую обслужил банк-эквайер.

За последний год международные платежные системы значительно повысили комиссии для банков-эквайеров по премиальным картам — примерно на 0,25—0,3%, пишет источник. По словам члена правления банка ВТБ24 Георгия Горшкова, как правило, пластиковыми картами в магазинах, ресторанах и особенно во время путешествий расплачиваются состоятельные граждане. «Именно поэтому объем операций по картам при оплате товаров и услуг практически не меняется», — рассказал эксперт.

Участники пластикового рынка обеспокоены действиями международных платежных систем, меняющих комиссии. «Поскольку торговую уступку банку-эквайеру платит торговая точка, банк при повышении комиссии должен просить большую уступку с торговой точки, — считает вице-президент Московского банка реконструкции и развития Игорь Федотов. — Если будет продолжаться дальнейшее увеличение комиссии, та торговая уступка, которую будет просить банк-эквайер с магазинов, может уже их не устроить, что, в свою очередь, может привести к сворачиванию эквайрингового бизнеса».

Магазины же свои расходы перекладывают на плечи потребителей, и не только на тех, кто пользуется «пластиком». «Чисто теоретически мы этот процент закладываем в себестоимость продукта. У нас нет выбора», — объясняет директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов. По его словам, покупатели хотят расплачиваться в магазинах банковскими карточками. «По данным банков, клиенты даже больше покупают, расплачиваясь безналичными средствами, таким образом, мы получаем больший товарооборот и нивелируем свои потери», — рассказывает он. «Взимаемый платежными системами процент обратно пропорционален объемам транзакций. У нас они большие, следовательно, и условия наиболее комфортные. Эта переменная закладывается в статью расходов», — сообщила источнику пресс-секретарь «Седьмого континента» Влада Баранова.

В международных платежных системах не подтвердили и не опровергли данные о комиссиях. В Visa сообщили, что эта информация является конфиденциальной. В MasterCard отметили, что определение размера комиссии требует детального знания потребностей держателей карт и торговых организаций, экономики платежей, конкурентной среды, а также учета технологических факторов, например, особенностей внедрения новых технологий осуществления платежей.

«MasterCard устанавливает размер комиссии взаимообмена (interchange fee) таким образом, чтобы платежная система была максимально привлекательной как для держателей карт, так и для торговых предприятий. Это межбанковская комиссия, и MasterCard не является ни ее получателем, ни плательщиком, — пояснил Илья Рябый, глава MasterCard в России. — Выплачивают и получают эту комиссию непосредственно банки — участники платежной системы», - заключает источник.

 

По материалам РБК daily