Механизм выкупа у банков «плохих» долгов с участием Агентства по страхованию вкладов (АСВ) сможет работать только при выделении государственных средств, считает заместитель директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Владимир Чистюхин. «Схема (выкупа «плохих» долгов) может работать, вопрос заключается лишь в том, выделит ли государство средства», — сказал он в понедельник на заседании экспертно-аналитического совета при АСВ, комментируя предложения по созданию механизма выкупа «плохих» долгов у банков с участием АСВ. Об этом сообщает портал Banki.ru со ссылкой на РИА Новости.
Чистюхин заявил, что на рынке в настоящее время средств для выкупа «плохих» долгов недостаточно. При этом он считает, что реализация такого механизма с участием государства возможна только при двух условиях: должна быть связь между предоставляемыми банкам средствами и кредитованием этими банками экономики; необходим механизм, который позволил бы АСВ получать компенсацию за предоставленные финансовые ресурсы (например, участие в капитале банков).
На вчерашнем заседании советник генерального директора АСВ Вадим Жигалов представил два базовых варианта механизма выкупа «плохих» долгов с участием АСВ. при первом варианте АСВ самостоятельно создаст дочернюю управляющую компанию и сформирует закрытые ПИФы, в которых будут аккумулироваться проблемные банковские активы. Согласно второму варианту, будут привлекаться частные управляющие компании, которые будут участвовать в создании ЗПИФов.
Представленный механизм предусматривает, что участие АСВ может быть выражено в неинфляционных инструментах (облигациях, кредитных нотах), которые будут эмитироваться агентством и получат государственные гарантии. С помощью этих средств АСВ будет выкупать проблемную задолженность. Роль Центрального банка будет сводиться к тому, что он будет предлагать АСВ к продаже проблемные активы конкретного банка, обратившегося в Центробанк. Чистюхин, говоря об этом положении, отметил, что ему непонятна роль ЦБ, который должен одобрять пул проблемных активов. «Не ясны критерии этого пула активов», — уточнил он.
Кроме того, предложенный механизм предусматривает как обычный выкуп проблемной задолженности у банков, так и сделки с преимущественным правом обратного выкупа. Оценивая это положение, Чистюхин отметил, что в случае обычной продажи все риски снимаются с балансов банков, и банки в этом случае не должны будут создавать дополнительные резервы. В случае механизма обратного выкупа ЦБ будет требовать от банков создания резервов на проданные активы.
Жигалов сообщил, что предполагается выкуп не любых корпоративных задолженностей, а только тех кредитов, которые имеют шансы на возврат средств. Речь идет исключительно об обеспеченных хорошими залогами корпоративных долгах. Согласно его оценке, под эту схему подпадает примерно 250—300 банков, которые имеют существенное социальное и экономическое значение. Текущий объем «плохих» долгов таких банков оценивается в 300 млрд рублей.
Выступивший на заседании генеральный директор АСВ Александр Турбанов отметил, что потребность в инструменте выкупа «плохих» долгов у банков становится все более очевидной. Он призвал как можно скорее законодательно оформить соответствующий механизм. Турбанов пояснил, что в настоящее время на санации в АСВ находится только 18 банков, в то время как выкуп проблемных долгов может применяться в гораздо больших масштабах.
В то же время он не согласился с идеей Чистюхина получать взамен на финансирование государством возможность участия АСВ в капитале банков. «Если запугивать банкиров тем, что они должны отдать акции, то этот механизм становится бессмысленным», — сказал Турбанов, добавив, что механизм докапитализации банков через ОФЗ может не сработать именно потому, что предусматривает «ограничения в виде постоянного участия представителей государства в советах директоров банков».