Нижний Новгород
26 ноября
USD ЦБ
105,06 +1,27
EUR ЦБ
110,49 +1,62
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
8 901,77 -91,14
18+

Мировые рынки

15.08.2018
0

Валютный и денежный рынок

Приостановка интервенций Минфина и налоговый период поддержат рубль

За последние два дня рубль продемонстрировал заметное укрепление (с 69,5 руб. до текущих 66,6 руб. за долл.), что обусловлено, на наш взгляд, главным образом приостановкой покупок валюты Минфином, а также общим восстановлением валют развивающихся стран (катализатором для фиксации прибыли по коротким позициям выступил отскок турецкой лиры). Принимая во внимание негативную динамику рубля с начала августа, большое число налогоплательщиков, скорее всего, не конвертировали валюту заранее под предстоящую уплату налогов, в ожидании более слабого рубля. Как следствие, в дни, близкие к уплате налогов (НДС, НДПИ 27 августа, налог на прибыль 28 августа в сумме 1,3 трлн руб.), может произойти заметное укрепление рубля в отсутствие негативных новостей на тему санкций против РФ. Однако в случае заметного укрепления (ниже 65 руб.) вероятно возобновление интервенций. Таким образом, в ближайшие дни могут сложиться интересные условия для покупки долларов за рубли (с целью >67 руб./долл.).

Бюджет перешел к абсорбированию ликвидности

Согласно данным Казначейства, в июле федеральный бюджет остался профицитным, но абсорбировать ликвидность начал только в прошлом месяце (изъято 280 млрд руб. против предоставленных в июне 158 млрд руб.). До этого отток, связанный с профицитом, перекрывался притоком ликвидности за счет покупок валюты Минфином и другими операциями. Нетипичная ситуация в июле связана со значительным объемом профицита (436 млрд руб.). Дополнительно, средства абсорбировались размещением ОФЗ (141 млрд руб.) и нерасходованием части начисленных средств бюджета (70 млрд руб.). В связи с тем, что интервенции (-360 млрд руб.) оказались меньше этого суммарного оттока, чистое абсорбирование федеральным бюджетом составило 280 млрд руб. Отметим, что по факторам ликвидности ЦБ бюджетный отток оказался еще больше (481 млрд руб.), во многом это может быть связано с ростом дефицита консолидированного бюджета регионов.
Нетипично высокий профицит бюджета в июле был обеспечен неожиданно большими поступлениями ненефтегазовых доходов, причем не за счет основных его статей (НДС, акцизы, налог на прибыль или пошлина). Рост произошел в основном из-за аномального всплеска неналоговых доходов (они выросли на 153 млрд руб. за месяц, при том, что зачастую их динамика близка к нулю). Обычно такие доходы появляются по линии Минфина или Росимущества (возврат субсидий, перечисление средств и т.п., но, например, не дивиденды или госпошлины) и, как правило, всплески, если и бывают, то единовременные. В этой связи мы ожидаем, что в августе динамика ненефтегазовых доходов бюджета нормализуется, а профицит уменьшится.

Рынок ОФЗ

Аукционы: прицел на локального инвестора

Несмотря на негативную конъюнктуру рынка, находящегося в ожидании санкций, Минфин все-таки решил не отменять аукционы, урезав объем предложения до 10 млрд руб. (размещаются только короткие 3-летние ОФЗ 25083). Прошедшая неделя оказалась весьма негативной для ОФЗ: доходности вдоль кривой сдвинулись вверх на 45-50 б.п., при этом 10-летние выпуски (например, 26224) ушли выше YTM 8,4%, что уже предполагает некоторую премию за возможные санкции на новые выпуски ОФЗ. По нашему мнению, длинные ОФЗ с высокой долей нерезидентов (26215, 26212, 26207) сохраняют потенциал для спекулятивного повышения доходностей в случае введения санкций (многие инвесторы в этом случае продадут бумаги, предполагая существенное снижение их ликвидности, поскольку Минфину придется отказаться от доразмещений старых выпусков). Повышение котировок ОФЗ на фоне некоторого восстановления рубля может представлять интерес для открытия спекулятивных коротких позиций. Предлагаемые ОФЗ 25083 (YTM 8,15%) могут найти спрос лишь с заметной премией ко вторичному рынку (10-15 б.п.), которая позволит получить спред 100-115 б.п. над ставкой RUONIA. Кстати говоря, судя по ее уровню, наблюдается высокий спрос на рублевую ликвидность, что может быть обусловлено удержанием спекулятивных позиций против рубля (за счет валютных свопов). Несмотря на повышенные ставки МБК, банки не стали сокращать ни объем средств, размещаемый в рамках регулярного депозитного аукциона (2,5 трлн руб.), ни объем вложений в КОБР (1,6 трлн руб.), при этом задолженность по РЕПО с ЦБ и коротким кредитам 312-П остается низкой, а корсчета превышают 2 трлн руб. За прошлую неделю (когда Минфин еще проводил интервенции), согласно факторам ликвидности, заметного оттока ликвидности за счет наличности и бюджетного фактора не наблюдалось.