Экономика
Инфляция будто не замечает ослабления курса рубля
По данным Росстата, инфляция за неделю с 4 по 10 сентября осталась на уровне 0% н./н., при этом с начала месяца начала наблюдаться среднедневная дефляция. Отметим, что ситуация в небазовых компонентах инфляции, которые во многом подстегивали ее ускорение в последние месяцы, улучшилась. Так, цены на мясо снизили темпы роста, а дефляция на фрукты и овощи усилилась. В недельной динамике цен по-прежнему трудно увидеть эффект от ослабления рубля (возможно, из-за ограниченного набора товаров и услуг, используемых для расчета недельной инфляции).
При сохранении курса рубля вблизи текущих уровней инфляция, по нашим расчетам, не превысит цель ЦБ (и составит 3,7-3,9% г./г. на конец декабря 2018 г.). На следующий год, хотя мы и ожидаем ее ускорения (до 4,5-5%) на фоне повышения НДС и акцизов на бензин, в отсутствие резких колебаний курса рубля серьезных инфляционных рисков, на наш взгляд, не создается.
Валютный и денежный рынок
Бюджетный канал увеличит стерилизацию ликвидности до конца года
Профицит федерального бюджета в августе практически не изменился (500 млрд руб. против 514 млрд руб. в июле). Как мы и ожидали, объем ненефтегазовых доходов бюджета в августе вернулся к нормальным уровням (910 млрд руб. против 1120 млрд руб. в июле). Напомним, что месяцем ранее бюджет получил единовременно аномально большой объём прочих неналоговых доходов (возврат субсидий, перечисление средств и т.п.). Нефтегазовые доходы немного подросли из-за сезонности (на фоне стабильной рублевой цены нефти в июле). Однако и расходы бюджета также немного сократились (1,23 трлн руб. против 1,35 трлн руб. в июле, в основном, за счет социальных статей, не связанных с индексацией пенсий и зарплат), что и позволило сохранить достаточно высокий профицит. В ближайшие месяцы он, скорее всего, даже увеличится благодаря росту нефтегазовых доходов. Так, если в августе они составили 818 млрд руб., то в сентябре вполне могут достичь 830 млрд руб., а в октябре - 920 млрд руб. (на фоне рекордно высокой рублевой цены нефти в сентябре). Расходы в эти месяцы при этом будут относительно стабильны (их основной рост придется на декабрь), что будет поддерживать увеличение профицита.
Интересно, что в августе, несмотря на большой объём профицита (500 млрд руб.), федеральный бюджет забрал из системы гораздо меньше, чем в июле (70 млрд руб. против 350 млрд руб., по нашим расчетам), на фоне увеличения задолженности банков по РЕПО и депозитам перед Казначейством (на 152 млрд руб.), сокращения остатков средств на счетах Казначейства (на 100 млрд руб.), а также интервенций Минфина (180 млрд руб.). Их вклад в приток ликвидности мог бы быть гораздо больше (380 млрд руб.), но покупки были приостановлены 23 августа из-за стресса на валютном рынке. Если бы они были проведены в полном объёме, канал федерального бюджета мог бы даже выступить нетто-провайдером ликвидности в августе (в объёме 134 млрд руб.), несмотря на высокий профицит бюджета. Интересно, что в целом бюджетная система (консолидированный бюджет + средства ЦБ по специальным инструментам предоставления ликвидности) не забирала ликвидность в августе, а даже предоставила ее на 20 млрд руб. (согласно факторам ликвидности ЦБ), в отличие от июля, когда нетто-отток составил 481 млрд руб. До конца года бюджетный фактор продолжит оставаться негативным для рублевой ликвидности. С одной стороны, скажется увеличение профицита бюджета, а с другой - высока вероятность того, что Минфин не станет возобновлять покупки валюты на открытом рынке после сентября. Так, по нашим расчетам, в совокупности из-за отсутствия интервенций система может недополучить более 1,5 трлн руб. до конца года. Как мы уже отмечали ранее, этот фактор, скорее всего, отразится в сужении дисконта RUONIA к ключевой ставке (до ~10 б.п.).