Крупные игроки рынка pos-кредитования (потребительских кредитов, выдаваемых прямо в торговых сетях), до последнего времени специализировавшиеся на работе в магазинах электроники и бытовой техники, начали активно осваивать одежные и мебельные магазины. Как результат, банки, традиционно занимавшие ведущие позиции в этих нишах, снизили свои кредитные портфели.
По данным Frank Research Group, с ноября 2011 года наблюдается сокращение рыночной доли Русфинанс-банка, одного из лидеров pos-кредитования в нише приобретения мебели и верхней одежды, чей розничный портфель на 25% состоит из ссуд, выданных в торговых точках. Доля Русфинанс-банка на 1 марта 2012 года снизилась с 9,7% до 9,2%, причем это случилось в традиционно удачный для pos-кредитования праздничный сезон. Другой ведущий банк сегмента, Кредит Европа банк, также с начала этого года снизил свой портфель кредитов на покупку мебели и одежды (на 2,5% по состоянию на 01.03.2012). Его совокупный портфель pos-кредитов уменьшился на 1%.
Аналитики видят причину в том, что банки, прежде специализировавшиеся на магазинах бытовой техники и электроники, в частности Альфа-банк, ХКФ-банк и ОТП-банк, с прошлого года стали активно осваивать нишу pos-кредитования покупок мебели и верхней одежды, где раньше успешно развивались Русфинанс-банк и Кредит Европа банк. Финансовый директор сети мебельных салонов "Цвет диванов" Владимир Константинов отмечает рост активности на рынке Альфа-банка: "С тех пор как мы начали с ним сотрудничество осенью прошлого года, банк стал лидером по числу выдаваемых кредитов в наших магазинах, потеснив других наших партнеров, в числе которых Русфинанс-банк и Кредит Европа банк".
"До определенного момента наиболее активные игроки на рынке pos-кредитования развивались в основном в сетях магазинов бытовой техники и электроники и сотовых сетях, поскольку там высокая проходимость клиентов позволяет быстро сформировать клиентскую базу для кросс-продаж, - комментирует старший вице-президент Альфа-банка Андрей Сокольский. – Однако эта ниша не безгранична, там высокая конкуренция. Поэтому мы идем в другие ниши, которые дают возможность расти, это и кредитование турпоездок, медуслуг, и сегмент мебельных и одежных магазинов". Перспективность нового для себя направления подтверждает директор департамента потребительского кредитования ХКФ-банка Александр Антоненко: "В 2011 году абсолютные наши объемы выдачи кредитов в сегментах мебели и одежды выросли более чем на 50%, их доля в объемах выдачи pos-кредитов также увеличилась примерно на 50%".
Источник: