Российские банки ежегодно проводят фиктивные операции на 1,5—2 трлн рублей, а потери бюджета при этом составляют 800 млрд — такие цифры называл в феврале 2007 года председатель ЦБ Сергей Игнатьев. По его данным, в месяц обналичивалось 50—80 млрд, а за рубеж выводилось 3—4 млрд долларов. В начале 2008 года зампред ЦБ Виктор Мельников оценивал годовой объем фиктивных операций примерно в 1 трлн рублей. Более свежие цифры ЦБ предоставить отказался. О ситуации в понедельник рассказывает газета «Ведомости».
Принципиальная схема везде примерно одна и та же. Компания — заказчик наличных заключает договор с фирмой-однодневкой о покупке каких-нибудь услуг, платит за них деньги по безналу, а однодневка снимает эти деньги наличными и за вычетом своего процента доставляет заказчику. Поскольку главное здесь — как можно лучше запутать следы, в жизни эта схема, конечно, сложнее: однодневка не одна, их целая цепочка, а счета у них открыты в разных банках, прежде чем вернуться к заказчику звонкой монетой, безналичная сумма может быть разбита на части, каждая из которых проделает сложный путь от одной компании к другой, затем к третьей и т. д. Чем длиннее цепочка фирм и мельче суммы, тем больше у заказчика шансов избежать неприятных вопросов налоговиков и правоохранителей. Да и однодневка может быть вовсе не однодневка: ее можно зарегистрировать заранее и год гонять через нее деньги, чтобы неожиданное начало деятельности по обналичке не насторожило ни налоговиков, ни банкиров.
Рулят процессом, как правило, «физлица, которые используют банковскую систему; среди них встречаются и сотрудники самих банков, но доказать их участие обычно сложно», рассказывает замначальника отдела по делам об особо опасных преступлениях в сфере экономической деятельности Следственного комитета при МВД Владислав Четвериков. Конечно, без неформальных связей в банке физлицам организовать такую схему практически невероятно.
Обналичивание — востребованная услуга. «Если мы не будем пользоваться обналичкой, то проиграем конкуренту, — объясняет московский предприниматель. — Рентабельность будет меньше — взятки ведь все равно приходится платить, даже если бизнес белый и пушистый». По его словам, сегодня тариф на обналичивание — до 4,5%, для крупных и постоянных клиентов (свыше 10 млн рублей в день) — порядка 3%. В декабре, в пик выплат поздравительных и премиальных «в конвертах» или во время очередной кампании по борьбе с обналичиванием, ставка вырастает до 12%.
Но все равно экономия для бизнеса огромная: перечислив деньги в чемодан, «белая и пушистая» компания не платит НДС (18%) и уменьшает базу по налогу на прибыль (20%), а если деньги идут на черную зарплату, сокращает свои издержки на ЕСН (базовая ставка — 26%) и подоходный налог (13%).
Источник: Ведомости
Годовой объем фиктивных операций в банках РФ составляет 1 трлн рублей
ProБизнес
Стабильность и рост: инвестиции в ретейлProБизнес
Новый уровень доходности ваших сбережений во ВладбизнесбанкеProБизнес
Беспредельный рост: прогнозы аналитиков относительно уровня ключевой ставки в 2025 году
Эксклюзив BankNN
Лайфхаки
Мой «чужой» долг: что делать с кредитом, который оформили мошенники без вашего ведома
Эксклюзив BankNN
Лайфхаки
Кредит для мошенников: кто должен выплачивать кредит, если он оформлен под влиянием аферистов?
Эксклюзив BankNN
Инвестиции
Адаптация российского инвестора: как изменились стратегии в условиях санкцийProБизнес
Сохранить нельзя повысить: аналитики оценили возможность повышения ключевой ставки ЦБ
Эксклюзив BankNN
ProБизнес
Жизнь с высоким «ключом»: банки рассказали о мерах поддержки МСП в Нижнем НовгородеЛайфхаки
Сколько стоит собрать ребенка в школу в 2024 годуProБизнес
Кредитуйте бизнес с выгодой и снижайте стоимость обслуживания расчетного счета